Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2009 N Ф09-7072/09-С1 по делу N А50-11597/2009 Декларант при представлении неполной таможенной декларации принимает на себя обязательства в письменной форме представить недостающие сведения в определенный им в обязательстве срок, что отражается в грузовой таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2009 г. N Ф09-7072/09-С1

Дело N А50-11597/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Авант“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.07.2009 по делу N А50-11597/2009.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Пермской таможни (далее - таможня, таможенный
орган) от 06.05.2009 N 10411000-312/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено закрытое акционерное общество “РОСТЭК - Нижний Новгород“ (далее - таможенной брокер).

Решением суда от 03.07.2009 (судья Мухитова Е.М.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 2.1, 2.9 Кодекса. Общество полагает, что виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения является таможенный брокер, а также считает, что вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, для целей таможенного оформления и таможенного контроля экспортируемого товара обществом, являющимся декларантом, на товар - колесо крановое 06.04.2009 подана неполная грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10411080/060409/0003346, в которой не был указан номер железнодорожной накладной.

Обществом, как декларантом, лично было дано обязательство о предоставлении недостающих сведений о номере железнодорожной накладной в срок до 15.04.2009 (от 06.04.2009 исх. N 131-т), а также сделана отметка в графе 44 ГТД об обязательстве представить недостающие сведения в срок до 15.04.2009.

Таможенным органом было принято решение о выпуске товара по указанной ГТД в режиме экспорта, условия декларанта о подаче неполной таможенной декларации с предоставлением недостающих сведений в установленный срок - до 15.04.2009 приняты и утверждены.

Однако в установленный срок недостающие сведения о номере железнодорожной накладной в таможенный орган обществом представлены не были, фактически недостающие сведения представлены
06.05.2009.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления таможней протокола от 24.04.2009 N 10411000-312/2009 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 06.05.2009 N 10411000-312/2009 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.12 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявление о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состав вменяемого ему административного правонарушения и вины в его совершении, а также отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.

Согласно ч. 3 ст. 16.12 Кодекса заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности влечет применение административной ответственности.

В силу ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

На основании п. 1, 2 ст. 124 Таможенного кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным данным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом, перечень сведений,
подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 127, п. 2 ст. 131 Таможенного кодекса при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, в том числе транспортные (перевозочные) документы.

Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок (ч. 5 ст. 131 Таможенного кодекса).

На основании п. 1 ст. 135 Таможенного кодекса, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок,
в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

На основании ст. 132 Таможенного кодекса факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Правила заполнения ГТД при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории, установлены разделом V Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 04.09.2007 N 1057.

Согласно п. 15 указанной инструкции сведения, заявляемые декларантом в ГТД, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

Исходя из указанного следует, что декларант при представлении неполной таможенной декларации принимает на себя обязательства в письменной форме представить недостающие сведения в определенный им в обязательстве срок, что отражается в ГТД.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом на основании материалов дела установлено, что обществом лично было дано обязательство о
предоставлении недостающих сведений о номере железнодорожной накладной в срок до 15.04.2009 (от 06.04.2009 исх. N 131-т), а также сделана отметка в графе 44 ГТД об обязательстве представить недостающие сведения в срок до 15.04.2009.

Недостающие сведения о номере железнодорожной накладной представлены обществом лишь 06.05.2009, то есть с нарушением срока.

Также судом правомерно указано, что поскольку общество при наличии возможности представить необходимые документы в установленный срок не предприняло всех возможных мер для выполнения возложенной на него обязанности, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения имеется.

При этом, как обоснованно отметил суд, представление в установленный срок необходимых сведений таможенному брокеру не подменяет обязанность по представлению в установленный срок необходимых сведений в таможенный орган.

Правильно применив положения Таможенного кодекса, ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Довод общества, изложенный в кассационной жалобе о том, что виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения является таможенный брокер, тогда как вина в действиях самого общества отсутствует, являлся предметом рассмотрения суда и ему дана надлежащая правовая оценка.

Судом правомерно отмечено, что обязанность совершить таможенные операции для выпуска товаров, в том числе подать таможенную декларацию, представить таможенному органу необходимые документы и сведения, лежит на декларанте и не зависит от наличия либо отсутствия договора с таможенным брокером.

Обязательство о предоставлении недостающих сведений о номере железнодорожной накладной в срок до 15.04.2009 подано в таможенный орган обществом.

Согласно п. 1 ст. 144 Таможенного
кодекса обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными данным Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. При этом факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответствии с названным Кодексом возлагаются только на лицо, указанное в ст. 16 Таможенного кодекса.

Таким образом, как правильно указал суд, таможенный брокер отвечает за неисполнение своих договорных обязательств только перед лицом, на котором лежит обязанность совершить операции для выпуска товаров.

Довод заявителя жалобы о малозначительности данного административного правонарушения не может быть принят судом кассационной инстанции в силу следующего.

Применение ст. 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.

Суд, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса).

Данный вывод суда сделан с учетом п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда
Пермского края от 03.07.2009 по делу N А50-11597/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Авант“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ВАСИЛЕНКО С.Н.