Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.08.2009 N Ф09-5784/09-С1 по делу N А07-501/2009 Частью 1 ст. 14.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления. Субъектом данного правонарушения является организатор лотереи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2009 г. N Ф09-5784/09-С1

Дело N А07-501/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Василенко С.Н.,

судей Черкезова Е.О., Лимонова И.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2009 по делу N А07-501/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Инспекцией заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя. Ходатайство судом удовлетворено.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Империя-Сити“ (далее - общество “Империя-Сити“) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 21.04.2009 (судья Хафизова С.Я.) в удовлетворении заявления инспекции отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

Общество “Империя-Сити“ в отзыве, представленном в суд кассационной инстанции, указало, что с доводами жалобы инспекции, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, инспекцией 26.11.2008 на основании распоряжения от 26.11.2008 N 34/1 проведена проверка деятельности общества “Империя-Сити“ по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет“, а также средств связи, включая подвижную связь, в принадлежащем ему игровом клубе “Империя“, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Октябрьская, д. 8а.

В ходе проверки инспекцией установлен факт проведения обществом “Империя-Сити“ стимулирующей лотереи “Лотомания+“ без надлежащего уведомления об этом уполномоченного органа.

По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 16.12.2008 N 1/1 и протокол
об административном правонарушении от 16.12.2008 N 10, на основании которого инспекция, руководствуясь ст. 23.1 Кодекса, обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества “Империя-Сити“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия в действиях общества “Империя-Сити“ состава вменяемого ему административного правонарушения, а также указали на наличие существенных нарушений порядка привлечения данного общества к административной ответственности.

Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.

На основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ (далее - Закон) лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Пунктами 1, 3 ст. 7 Закона предусмотрено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.

В силу п. 1 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6014) право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в
Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением соответствующих документов.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона, оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.

Частью 1 ст. 14.27 Кодекса предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.

В силу положений вышеуказанных норм субъектом данного административного правонарушения является организатор стимулирующей лотереи.

В материалах дела имеется договор от 30.09.2008 N 203/ВЛ в подп. 1.2 п. 1 которого указано, что организатором стимулирующей лотереи “Лотомания+“ является общество с ограниченной ответственностью “Оператор - Благотворительные лотереи“. В соответствии с условиями данного договора (подп. 1.2, 1.2.1) общество “Империя-Сити“ - оператор стимулирующей лотереи “Лотомания+“, в обязанности которого входит проведение розыгрыша призового фонда данной лотереи на лотерейном оборудовании и выплата выигрышей за счет организатора стимулирующей лотереи - общества с ограниченной ответственностью “Оператор - Благотворительные лотереи“.

Таким образом, у общества “Империя-Сити“ (оператора стимулирующей лотереи) отсутствовала обязанность по направлению уведомления о проведении стимулирующей лотереи, следовательно, общество
“Империя-Сити“ не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Что касается оказания обществом “Империя-Сити“ услуг по реализации лотерейных билетов негосударственных бестиражных лотерей “Игромания 100“, “Игромания 500“, “Игромания 1000“, то общество в силу п. 10 ст. 2 Закона и п. 1.1, 1.1.1, 1.1.2 договора от 30.09.2008 N 203/ВЛ, является распространителем лотерейных билетов названных лотерей и также не подпадает под понятие субъекта административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.

Следует отметить, что в заявлении инспекции в Арбитражный суд Республики Башкортостан лишь констатируется факт распространения обществом лотерейных билетов негосударственных бестиражных лотерей. Привлечь же к административной ответственности общество “Империя-Сити“ инспекция просит только за проведение розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи “Лотомания+“.

Правилен также вывод судов о наличии нарушений порядка осуществления производства по делу об административном правонарушении стороны инспекции, поскольку, в нарушение положений ст. 25.1, 28.2 Кодекса, протокол об административном правонарушении от 16.12.2008 N 10 составлен инспекцией без надлежащего извещения о времени и месте его составления общества “Империя-Сити“.

При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества “Империя-Сити“ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса, в связи с чем правомерно отказали инспекции в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судами обеих инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, которые могли бы повлечь их отмену в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного
обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2009 по делу N А07-501/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАСИЛЕНКО С.Н.

Судьи

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

ЛИМОНОВ И.В.