Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.07.2009 N Ф09-5280/09-С5 по делу N А71-13327/2008-Г33 В удовлетворении иска о взыскании долга по договору займа, процентов, пени отказано правомерно, поскольку погашенные облигации объектом гражданских прав не являются, у истца отсутствовало право на предоставление кредита погашенными ценными бумагами. В части взыскания судебных расходов судебный акт отменен ввиду освобождения государственных органов, выступающих в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. N Ф09-5280/09-С5

Дело N А71-13327/2008-Г33

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Пановой Л.А.,

судей Сирота Е.Г., Черкасской Г.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.03.2009 по делу N А71-13327/2008-Г33.

В судебном заседании приняли участие представители Фонда Правительства Удмуртской Республики по развитию жилищного строительства (далее - Фонд): Землянников С.А., исполнительный директор (приказ от 25.03.2005 N 10/4); Устинова О.Г. (доверенность от 16.02.2009); Евдокимова С.Ю. (доверенность от 16.02.2009).

Представители Министерства финансов Удмуртской Республики, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей
информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство финансов Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Фонду о взыскании 12 875 806 руб. 83 коп. долга, процентов, пени по соглашению от 29.12.2000 N 187.

Решением суда от 27.03.2009 (судья Бакулев С.Ю.) в удовлетворении иска отказано.

В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство финансов Удмуртской Республики просит решение отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции ст. 407, 408, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“. По мнению заявителя, дата окончания обращения облигаций означает окончание оборота облигаций на рынке ценных бумаг, но не прекращение обязательства.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласен, решение считает законным и обоснованным.

Как установлено судом, на основании соглашения от 29.12.2000 N 187 Министерство финансов Удмуртской Республики в целях реализации постановления Правительства Удмуртской Республики от 20.11.1995 N 323 “О государственном облигационном жилищном займе Удмуртской Республики 1995 года“ приняло на себя обязательство предоставить Фонду заем на сумму 8 109 000 руб. облигациями жилищного займа Правительства Удмуртской Республики с условием об уплате за пользование займом процентов в размере 1/10 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 2.6 соглашения в случае несвоевременной уплаты процентов за пользование кредитом Фонд уплачивает пеню в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки. В случае несвоевременного возврата основной суммы кредита Фонд уплачивает пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования
за каждый день просрочки (п. 2.7 соглашения).

Дополнительным соглашением от 25.12.2001 N 1 предусмотрено, что погашение кредита осуществляется Фондом до 31.12.2005 путем предоставления бюджетополучателям жилых помещений (квартир). При отсутствии жилых помещений задолженность погашается любыми активами, числящимися на балансе Фонда, по выбору кредитора.

Ссылаясь на факт передачи Фонду облигаций жилищного займа по акту приема-передачи от 29.12.2000 и наличие задолженности по соглашению от 29.12.2000 N 187, Министерство финансов Удмуртской Республики обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правильно квалифицировал сложившиеся между сторонами правоотношения как подпадающие под регулирование норм параграфа 1 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что порядок выпуска, размещения и обращения облигаций жилищного займа Удмуртской Республики регулируется положением, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.11.1995 N 323, и проспектом эмиссии облигационного жилищного займа Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.11.1995 N 324.

Срок обращения жилищных облигаций составляет пять лет. При этом датой выпуска облигаций является 10.12.1995, датой окончания процесса размещения облигаций - 10.12.1997, датой окончания их обращения - 10.12.2000.

В соответствии с п. 5 Порядка принятия облигаций жилищного займа Удмуртской Республики по платежам в республиканский бюджет Удмуртской Республики (утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.04.2000 N 350) облигации жилищного займа считаются погашенными с момента подписания акта передачи между Министерством финансов Удмуртской Республики и налогоплательщиком.

Исследовав в совокупности представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, в том числе акт приема-передачи от 29.12.2000, акт инвентаризации по состоянию на 03.04.2002, письменную информацию по результатам аудита за первое полугодие 2008 года, акты приема-передачи облигаций жилищного займа за период с 09.03.2000 по 29.12.2000, суд
установил, что передача спорных облигаций Фонду не производилась; ценные бумаги были переданы Министерством финансов Удмуртской Республики для хранения в кредитную организацию по акту от 31.12.2000 на основании договора счета депо от 31.05.2001 N 86 (л. д. 81 - 82).

Наряду с этим судом первой инстанции сделан вывод, что Министерство посредством принятия облигаций жилищного займа Удмуртской Республики в счет погашения задолженности предприятий и организаций по платежам в республиканский бюджет в 2000 году произвело погашение (выкуп) принятых облигаций.

Поскольку погашенные облигации объектом гражданских прав не являются (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), у Министерства финансов Удмуртской Республики отсутствовало право на предоставление кредита погашенными ценными бумагами. В иске отказано обоснованно.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения при рассмотрении спора положений ст. 2, 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ отклоняется с учетом специфики сложившихся между сторонами правоотношений и установленных судом обстоятельств, касающихся передачи спорных ценных бумаг.

Обстоятельства дела всесторонне и полно исследованы судом первой инстанции, доказательствам дана надлежащая правовая оценка (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 31.12.2008 Министерству финансов Удмуртской Республики предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 75 879 руб. 03 коп. до разрешения дела по существу.

Решением от 27.03.2009 с Министерства финансов Удмуртской Республики в доход федерального бюджета взыскано 75 879 руб. 03 коп. государственной пошлины.

Между тем судом не учтено, что вступившим в законную силу 31.01.2009 Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации. Пункт 1 ст. 333.37 Налогового
кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку на момент принятия решения по делу Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ вступил в законную силу, следует признать, что с Министерства финансов Удмуртской Республики государственная пошлина взыскана ошибочно. В указанной части решение подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.03.2009 по делу N А71-13327/2008-Г33 отменить в части взыскания государственной пошлины.

В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАНОВА Л.А.

Судьи

СИРОТА Е.Г.

ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.