Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.07.2009 N Ф09-5270/09-С6 по делу N А47-9046/2008 Заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. N Ф09-5270/09-С6

Дело N А47-9046/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Оренбургской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда приняты по делу N А47-9046/2008, а не N А71-9046/2008.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Оренбургский станкозавод“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2009 по делу N А71-9046/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том
числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Сальникова Г.А. (доверенность от 27.03.2009);

индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) - Мирошниченко Т.А. (доверенность от 29.04.2009).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к предпринимателю об установлении частного сервитута на участок железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 246,10 пог. м из подъездного пути железнодорожной ветки протяженностью 555,1 м, принадлежащего ответчику, расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Мясокомбината, 2, в целях беспрепятственного передвижения вагонов под разгрузку, погрузку и установления соразмерной платы за частный сервитут.

Определением суда от 14.01.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Российские железные дороги“.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2009 (судья Рафикова И.Х.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 (судьи Ермолаева Л.П., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав). По мнению заявителя, заключение договора о предоставлении в пользование железнодорожного пути необщего пользования не является обязательным для предпринимателя, следовательно, права общества могут быть обеспечены только путем установления частного сервитута.

При рассмотрении спора судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежит комплекс промышленных зданий (сооружений), расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Ногина, 6, в том числе на его
балансе находится железнодорожный путь необщего пользования, общей протяженностью 1170,80 пог. м.

Подъездные пути железнодорожной ветки протяженностью 555,1 м, расположенные по адресу: Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Мясокомбината, 2, принадлежат на праве собственности предпринимателю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56 АА N 326184.

Из технического паспорта железнодорожного пути, принадлежащего обществу, следует, что путь необщего пользования общества примыкает к пути необщего пользования предпринимателя на станции Оренбург и является его продолжением, который примыкает к путям Западного грузового района станции Оренбург (стрелочный перевод N 3 демонтирован), границей между путями необщего пользования общества и путями предпринимателя является сигнальный знак “Граница железнодорожного пути“, установленный на обочине пути необщего пользования на расстоянии 69,4 м от стрелочного перевода N 2.

В письмах филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Южно-Уральская железная дорога, Оренбургское отделение от 28.11.2008 N 919-юр, 920-юр, направленных в адрес общества, указано, что подача вагонов с путей станции Оренбург на путь необщего пользования общества возможна только через путь необщего пользования, принадлежащий предпринимателю, выгрузка полувагонов на путях общего пользования станции Оренбург невозможна.

Предпринимателем и обществом подписан договор на клиентские услуги от 01.04.2008, согласно которому на основании Устава производится эксплуатация обществом (пользователем) подъездного пути железнодорожной ветки протяженностью 555,1 м, расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Мясокомбината, 2. Протяженность железнодорожного пути, используемого обществом, составляет 246,10 пог. м, срок действия договора - с 01.04.2008 до 31.12.2008 (п. 1.2, 5.1 данного договора).

В письме от 17.07.2008 предприниматель указал обществу, что на основании п. 5.1 договора на клиентские услуги от 01.04.2008 в связи с истечением срока действия данный договор считается расторгнутым с 01.01.2009
и на новый срок заключаться не будет.

С сопроводительным письмом от 07.11.2008 N 840-юр общество направило предпринимателю проект соглашения об установлении частного сервитута на участок железнодорожного пути необщего пользования.

В письме от 18.11.2008 предприниматель сообщил обществу, что считает нецелесообразным подписание представленной редакции соглашения об установлении частного сервитута и еще раз известил о прекращении действия договора от 01.04.2008 с 31.12.2008 и о том, что на новый срок договор заключаться не будет.

Поскольку использование объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу, невозможно без использования железнодорожных путей, находящихся в собственности ответчика, а последний отказался от заключения соглашения об установлении частного сервитута, общество обратилось в арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.

На основании п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Применительно к правилам, предусмотренным ст. 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. Отношения между контрагентом
и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“).

При таких обстоятельствах, поскольку интересы общества могут быть обеспечены на основании норм договорного права, в том числе предусматривающих заключение договора в обязательном порядке (ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 60 Устава), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления сервитута и правомерно отказали в удовлетворении иска.

Довод заявителя о том, что для предпринимателя заключение соответствующего договора не является обязательным основан на неправильном толковании ст. 60 Устава.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2009 по делу N А71-9046/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Оренбургский станкозавод“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

СМИРНОВ А.Ю.

КУПРЕЕНКОВ В.А.