Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.07.2009 N Ф09-5118/09-С6 по делу N А76-25503/2008 В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным отказа администрации города в предоставлении в собственность обществу в порядке приватизации земельного участка отказано правомерно, поскольку испрашиваемый заявителем участок не существует как объект права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2009 г. N Ф09-5118/09-С6

Дело N А76-25503/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Технология“ (далее - общество “Технология“) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2009 по делу N А76-25503/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество “Технология“
обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации г. Троицка Челябинской области в предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка площадью 29 278,55 кв. м с кадастровым номером 74:35:3200001:1, расположенного по адресу: г. Троицк, правый берег реки Уй, и об обязании администрации заключить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Определениями суда от 03.12.2008, 24.12.2008, 21.01.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальной собственности администрации г. Троицка Челябинской области (далее - Управление муниципальной собственности), общество с ограниченной ответственностью “Троицкснабкомплект“ (далее - общество “Троицкснабкомплект“), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - Управление агентства кадастра объектов недвижимости), федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Челябинской области (далее - учреждение “Земельная кадастровая палата“; т. 1, л. д. 50, 117, 141 - 142).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2009 (судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 (резолютивная часть от 14.04.2009; судьи Пивоварова Л.В., Баканов В.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “Технология“ просит судебные акты отменить, заявленные им требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами ст. 11.1, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается, что земельный участок площадью 29 279 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет. При этом общество “Технология“ указывает на то,
что первоначально был сформирован земельный участок площадью 27 081 кв. м, площадь которого была впоследствии уточнена без изменения его границ. Заявитель также ссылается на то, что им для выкупа земельного участка были предоставлены все необходимые документы, в том числе и кадастровый план земельного участка.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании постановления от 16.01.1993 N 60 Троицкой фабрике валяльной обуви “Смычка“ в бессрочное пользование был отведен земельный участок площадью 2,7081 га (т. 1, л. д. 92 - 93). На основании указанного постановления Троицким Советом народных депутатов Троицкой фабрике валяльной обуви “Смычка“ был выдан государственный акт на бессрочное пользование земельным участком площадью 2,7081 га (т. 1, л. д. 86 - 91).

Между Троицкой фабрикой валяльной обуви “Смычка“ и обществом “Троицкснабкомплект“ 07.12.2004 подписаны договоры купли-продажи следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Троицк, ул. Красноармейская, д. 2 “А“: нежилое здание - склад готовой продукции, общая площадь 560,1 кв. м; нежилое здание - механическая мастерская, общая площадь 208,2 кв. м; нежилое здание - главный корпус, общая площадь 3345,7 кв. м; нежилое здание - контора фабрики, общая площадь 162,6 кв. м (т. 1, л. д. 66 - 73).

Кроме того, на основании протоколов от 23.03.2007 N N 37/1, 37/2, 37/3 и актов приема-передачи б/н Троицкая фабрика валяльной обуви “Смычка“ передала в собственность общества “Троицкснабкомплект“ следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Троицк, ул. Красноармейская, д. 2 “А“: нежилое здание - проходная, общая площадь 21,8 кв. м; нежилое здание - здание-лаборатория, общая площадь 103 кв. м; нежилое здание - здание-отстойник, общая площадь 106,2 кв.
м (т. 1, л. д. 55 - 65).

Вышеуказанные объекты недвижимое имущества по договорам купли-продажи от 24.08.2007 были отчуждены обществом “Троицкснабкомплект“ в собственность общества “Технология“ (т. 2, л. д. 16 - 36). Право собственности общества “Технология“ на данные объекты недвижимости было зарегистрировано 05.12.2007, о чем Управлением регистрационной службы по Челябинской области выданы свидетельства о государственной регистрации права (т. 2, л. д. 15, 18, 21, 24, 28, 31, 34).

Главой администрации г. Троицка 27.03.2008 вынесено постановление N 315 “Об изъятии земельного участка из постоянного (бессрочного) пользования у Троицкой фабрики валяльной обуви “Смычка“ (т. 1, л. д. 94).

Общество “Технология“ 15.05.2008 в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию г. Троицка с заявкой о приватизации земельного участка площадью 29 279 кв. м с кадастровым номером 74:35:0000000:108, находящегося по адресу: г. Троицк, ул. Красноармейская, 2, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности (т. 1, л. д. 8, 9). К заявке приложена кадастровая выписка от 10.09.2008 N В35/08-1658 на земельный участок площадью 29279 кв. м, местоположение относительно ориентира нежилого помещения, расположенного в границах участка, адрес ориентира Челябинская область, г. Троицк, правый берег реки Уй (т. 1, л. д. 8 - 15).

В письме от 28.08.2008 N 1563 администрация г. Троицка N 1563 сообщила обществу “Технология“ о невозможности удовлетворить его заявление, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне реки Уй, а также в связи с отсутствием проектно-планировочной документации данного района г. Троицка (т. 1, л. д. 7).

Общество “Технология“, полагая, что отказ администрации передать в порядке приватизации в собственность земельный участок площадью 29
278,55 кв. м, выраженный в письме от 28.08.2008 N 1563, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок не существует как объект права, поскольку в государственном земельном кадастре существуют сведения о земельном участке площадью 27 081 кв. м. Сведения о земельном участке площадью 29 278,55 кв. м с кадастровым номером 74:35:32:00001:108 в государственном земельном кадастре отсутствуют. Судами также сделан вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка в водоохранной зоне.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (далее - Закон “О государственном земельном кадастре“), действующем до принятия Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра). Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В силу п. 1
ст. 17 Закона “О государственном земельном кадастре“ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (п. 2 ст. 17 Закона “О государственном земельном кадастре“ в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

Как следует из положений ст. 19 Закона “О государственном земельном кадастре“, государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, которые должны быть надлежащим образом оформлены. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (вступил в силу с 01.03.2008) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного
органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Закона “О государственном кадастре недвижимости“).

Из содержания ч. 1 ст. 16 Закона “О государственном кадастре недвижимости“ также следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 16 названного Закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено названным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Как следует из материалов дела, общество “Технология“ обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:35:0000000:108 площадью 29279 кв. м. (т. 1, л. д. 8, 9).

В то же время судами установлено, что Троицкой фабрике валяльной обуви “Смычка“ был отведен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 27081 кв. м. На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, отчужденные названной фабрикой обществу “Троицкснабкомплект“, а затем обществу “Технология“.

В материалах дела также имеется кадастровая выписка от 23.12.2008 N В35/08-2540 в отношении
земельного участка с кадастровым номером 74:35:3200001:1, из которой следует, что площадь данного земельного участка составляет 27 081 кв. м (т. 1 л. д. 110, 127). Такая же площадь земельного участка указана и в государственном акте на право бессрочного пользования землей N 00142, который был выдан обществу “Троицкая фабрика валяльной обуви “Смычка“ (т. 1, л. д. 86 - 91).

Отклоняя довод общества “Технология“ о том, что на кадастровый учет был поставлен испрашиваемый им земельный участок площадью 29 279 кв. м, о чем, по его мнению, свидетельствует кадастровая выписка от 10.09.2008 N В35/08-1658 (т. 1, л. д. 10), суды указали на то, что наличие кадастрового плана в отношении земельного участка указанной площадью не свидетельствует о формировании названного земельного участка как объекта права. Названный вывод сделан судами в результате исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, из которых следует, что установленная законом процедура межевания земельного участка площадью 29 279 кв. м не проводилась и земельный участок указанной площадью был поставлен на кадастровый учет ошибочно (т. 1, л. д. 124, 126; т. 2, л. д. 3, 19).

Не нашел своего документального подтверждения и довод общества “Технология“ о том, что на основании проведенных работ по межеванию в государственный земельный кадастр были внесены изменения характеристик земельного участка площадью 27 081 кв. м, и в результате данных изменений площадь данного земельного участка без изменения его границ составила 29 279 кв. м.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ (далее - Закон “О землеустройстве“) к видам землеустроительной документации относятся в том числе карты (планы) объектов землеустройства,
материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 названного Закона).

В силу ст. 23 Закона “О землеустройстве“ (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из п. 9 Положения “О согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В материалах дела имеется межевое дело N 331 по установлению границ земельного участка, расположенного в г. Троицк, правый берег р. Уй, выполненное Хозрасчетным бюро при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по г. Троицк, согласно которому площадь земельного участка составляет 29 278,55 кв. м (т. 2, л. д. 8 - 16), а также заявка в Троицкий филиал - отдел учреждения “Земельная кадастровая палата“ о постановке на государственный кадастровый учет изменений характеристики земельного участка с описанием границ земельного участка (т. 2, л. д. 20 - 26).

Между тем указанное межевое дело в установленном порядке не утверждено и не согласовано.

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований считать, что изменения, касающиеся площади земельного участка (с
27 081 кв. м до 29 279 кв. м), были внесены в государственный кадастр в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, а до его принятия - Законом “О государственном земельном кадастре“.

Таким образом, следует признать правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом “Технология“ требований.

Доводы общества “Технология“ судом кассационной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2009 по делу N А76-25503/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Технология“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

КУПРЕЕНКОВ В.А.

МЫНДРЯ Д.И.