Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2009 N Ф09-5047/09-С6 по делу N А60-32561/2008-С2 В удовлетворении иска о взыскании задолженности по договору аренды участка лесного фонда отказано правомерно, поскольку в результате невыдачи лесохозяйственным учреждением обществу части лесорубочных билетов ответчик имеет право на уменьшение арендной платы, задолженность по арендной плате по выписанным лесным билетам у общества отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. N Ф09-5047/09-С6

Дело N А60-32561/2008-С2

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее - Министерство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А60-32561/2008-С2 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью “Крона“ (далее - общество) - Яшин
М.А. (доверенность от 12.01.2009).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды участка лесного фонда от 31.07.2006 в сумме 139 573 руб., из них в федеральный бюджет - 93 048 руб., в областной бюджет - 46 525 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л. д. 60, 69).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2009 (судья Григорьева С.Ю.) иск удовлетворен полностью.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 (судьи Глотова Г.И., Карпова Т.Е., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении иска отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что плата за пользование участком лесного фонда не зависит от объема фактически заготовленной древесины, следовательно, общество должно было вносить арендную плату независимо от использования лесосеки и выдачи лесорубочных билетов. По мнению Министерства, судом апелляционной инстанции ошибочно не принят во внимание п. 4.4 договора аренды участка лесного фонда от 31.07.2006, согласно которому обязанность по выдаче лесорубочных билетов корреспондирует обязанности арендатора (общества) по разработке и представлению арендодателю в установленные сроки проекта организации рубок. Заявитель указывает, что материалы дела не содержат доказательств представления Федеральному государственному учреждению “Сысертский лесхоз“ (далее - Лесхоз) указанных документов, в связи с чем Министерство полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены.

При рассмотрении спора судом установлено, что на основании протокола заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса
на право аренды участка лесного фонда от 28.07.2006 N 571 между Лесхозом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда от 31.07.2006, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору для заготовки древесины участок лесного фонда, расположенный в границах: Никольское лесничество - кварталы 3, 4, 27, 41, 46 площадью 564 га, Щелкунское лесничество - кварталы 3, 11, 16, 17, 42, 45, 59, 67, 69, 74, 82, 84, 86, 89, 91, 99, 108, 120, 124, 126, 131, 133 площадью 2497 га, общая площадь участка составляет 3061 га, а арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в соответствии с условиями договора. Данный договор заключен сторонами на срок 25 лет до 31.07.2031 (п. 2 указанного договора).

Договор аренды участка лесного фонда от 31.07.2006 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.12.2006.

На основании Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ в целях приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации названный договор переоформлен на договор аренды земельного участка от 20.10.2008 N 233, арендодателем по которому является Министерство.

Согласно условиям договора от 31.07.2006 расчетный ежегодный размер главного пользования на арендуемой территории составляет 6,7 тыс. куб. м, в т.ч. по хвойному хозяйству - 5,6 тыс. куб. м (п. 1.1 данного договора).

В соответствии с п. 3.5 договора от 31.07.2006 арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на участках лесного фонда, переданных в аренду.

Арендная плата состоит из установленных ставок на отпускаемую древесину на корню и платы за пользование лесным
фондом, направляемой на ведение лесного хозяйства. Плата за пользование лесным фондом устанавливается в размере 50% от установленных ставок лесных податей (п. 3.1 договора от 31.07.2006).

Пунктами 3.2, 3.3 названного договора стороны предусмотрели, что расчеты по арендной плате осуществляются в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 19.04.1994 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню“ в течение срока действия данной инструкции (до 15-го числа каждого месяца текущего года), окончательный расчет производится не позднее 20-го января следующего года.

Поскольку за 4 месяца 2007 года общество не внесло арендные платежи в сумме 139 573 руб., Министерство обратилось а арбитражный суд с иском по рассматриваемому делу.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сделал вывод о доказанности неисполнения обществом обязанности по внесению арендных платежей по договору от 31.07.2006 за спорный период.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд исходил из следующего.

Согласно ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего на момент заключения договора от 31.07.2006, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является, в частности, договор аренды участка лесного фонда. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.

Договором от 31.07.2006 предусмотрено, что отвод и таксация лесосек, а также выдача обществу лесорубочных билетов в установленном порядке являются обязанностью арендодателя - Лесхоза (п. 5.2 данного договора).

В соответствии с п. 27 Положения об аренде участков лесного
фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, действовавшего до 11.06.2007, арендная плата взимается исходя из установленного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданного в аренду.

Пунктом 30 указанного Положения предусмотрено, что арендатор приобретает право осуществлять лесопользование после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета.

Судом апелляционной инстанции установлено, что общество в 2007 году неоднократно обращалось к Лесхозу с заявками на выдачу лесорубочных билетов на неиспользованные лимиты по лесфонду 2007 года по хвойному и лиственному хозяйству. Обществу на 2007 год были выданы два лесорубочных билета от 26.12.2006 N 628, 629 на часть участка лесного фонда, предоставленного обществу в аренду по договору от 31.07.2006.

Задолженность по арендной плате по выписанным лесным билетам у общества отсутствует. Доказательств иного в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

В п. 4.2 договора от 31.07.2006 указано, что при возникновении не зависящих от арендатора обстоятельств, приведших к существенному ухудшению условий лесопользования, арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в результате невыдачи Лесхозом обществу лесорубочных билетов ухудшились условия пользования арендованным имуществом помимо воли последнего.

При таких обстоятельствах у апелляционного суда имелись основания для отказа в удовлетворении исковых требований Министерства.

Довод Министерства о том, что обязанность Лесхоза по выдаче лесорубочного билета не наступила, поскольку общество не исполнило обязательство по представлению плана рубок, рассмотрен апелляционным судом
и правомерно отклонен.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда апелляционной инстанции, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А60-32561/2008-С2 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

КУПРЕЕНКОВ В.А.