Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 02.07.2009 N Ф09-4631/09-С1 по делу N А47-2499/2009 Заявление о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, удовлетворено правомерно, поскольку факт отгрузки обществу алкогольной продукции, поименованной в товарной накладной, не свидетельствует о том, что общество получило указанную алкогольную продукцию в момент отгрузки и хранило ее на складе в течение отчетного периода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2009 г. N Ф09-4631/09-С1

Дело N А47-2499/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Поротниковой Е.А., Лукьянова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2009 по делу А47-2499/2009.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “EVK“ (далее - общество) обратилось
в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 18.03.2009 N 4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 13.04.2009 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция указывает на то, что общество умышленно совершило вменяемое правонарушение, поскольку заведомо исказило данные, содержащихся в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из материалов дела, 03.02.2009 инспекцией на основании распоряжения от 02.02.2009 N 2 проведена проверка общества по вопросу установления достоверности данных, указанных в декларациях “Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и “Об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (Приложения N 7 и N 5 к Положению о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение)), о чем составлен акт проверки от 03.02.2009 N 1.

В ходе проверки инспекцией установлено, что обществом представлена в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области за 4 квартал 2008 декларация по форме приложения N 5, 7 “Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в соответствии с Положением, в которой обществом не указана полученная по товарной
накладной от 12.12.2008 N ПЕ00000040 алкогольная продукция 10 наименований, хранящаяся на складе, расположенном по адресу: ул. Загородное шоссе, д. 3,

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду “...Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон)...“.

Тем самым, по мнению инспекции, обществом нарушены ст. 14, п. 1 ст. 26 *** Закона, *** п. 3 Положения.

По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2009 N 0007, на основании которого вынесено постановление от 18.03.2009 N 4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд исходил из отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку инспекцией не доказано наличие умышленной вины общества в искажении данных, содержащихся в декларации по форме приложения N 7 “Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Статьей 15.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в
установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу п. 1 ст. 14 Закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Согласно п. 3 Положения декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции.

Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5; организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200
дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.

Абзацем 1 п. 6 Положения установлено, что декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2006 N 43н (далее - Порядок).

В силу п. 1.3, 9.2 Порядка в декларациях указываются объемы продукции в тысячах декалитров с точностью до третьего знака после запятой. В декларации N 7 в графе 16 указывается объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 20.01.2009 общество представило в инспекцию декларацию по форме приложения N 7 “Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ за 4 квартал 2008 года, в которой не была отражена алкогольная продукция, указанная в товарной накладной от 12.12.2008 N ПЕ00000040 от поставщика - общества с ограниченной ответственностью “Оренбургалкоцентр“.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

Частью 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае, с учетом особенностей положений ст. 15.13 Кодекса, инспекция должна доказать умышленную вину общества в совершении этого правонарушения.

Суд с учетом фактических обстоятельств дела установил, что спорная алкогольная продукция, поставленная обществом с ограниченной ответственностью “Оренбургалкоцентр“ по товарной накладной от 12.12.2008 N ПЕ00000040 была получена обществом только 14.01.2009, то есть в 1 квартале 2009 года (т. 1,
л. д. 14 - 15).

В книге покупок общества данная операция отражена также в январе 2009 года.

Кроме того, судом обоснованно указано, что информация об объемах алкогольной продукции по указанной товарной накладной содержится декларации по форме приложения N 7 “Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ за 1 квартал 2009 года.

Судом также отмечено, что факт отгрузки обществу алкогольной продукции, поименованной в товарной накладной от 12.12.2008 N ПЕ00000040 не свидетельствует о том, что общество получило указанную алкогольную продукцию 12.12.2008 и хранило ее на складе в 4 квартале 2008 года.

Доказательств иного инспекцией в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о недоказанности умышленной вины общества в искажении данных, содержащихся в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и, следовательно, отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Вывод суда основан на имеющихся в деле и получивших надлежащую правовую оценку доказательствах, оснований для переоценки которого у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2009 по делу N А47-2499/2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЯЩЕНОК Т.П.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

ЛУКЬЯНОВ В.А.