Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2009 N Ф09-3465/09-С1 по делу N А60-41600/2008-С8 Заявление прокурора о привлечении общества к ответственности по части 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии удовлетворено правомерно, поскольку доказаны факт осуществления ответчиком медицинских услуг (массаж, косметология терапевтическая) и неисполнение обязанности по получению лицензии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. N Ф09-3465/09-С1

Дело N А60-41600/2008-С8

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Василенко С.Н., Слюняевой Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2009 по делу N А60-41600/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по указанному делу.

В судебном заседании принял участие представитель прокуратуры Октябрьского района г. Екатеринбурга (далее - прокуратура) - Филиппов Г.А. (удостоверение N 162545).

Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени
и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 20.01.2009 (судья Иванова С.О.) заявленные требования удовлетворены. Предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 4000 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Савельева Н.М., Нилогова Т.С.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оказываемые им услуги не относятся к медицинским услугам (лечебному массажу), а носят косметический характер, в связи с чем не нуждаются в лицензировании, поэтому в его действиях отсутствует состав указанного правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу прокуратура пояснила, что считает доводы заявителя кассационной жалобы несостоятельными, обжалуемые судебные акты - законными и обоснованными, просит их оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой в период с 24.12.2008 по 26.12.2008 проведена проверка предпринимателя по вопросу соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что предпринимателем в оздоровительном спа-салоне “Сиб-Сен“, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 136, оказываются следующие услуги: механическая чистка лица, воздействие аппаратом Aigotherm, - сонофарез, ультразвук, миостимуляция мышечных волокон, жидкое и густое обертывание водорослями и минералами на основе морской воды, массаж области живота, массаж стоп, массаж тела, шведский релаксирующий
массаж, тайский релаксирующий массаж, тайский энергетический массаж, испанский релаксирующий массаж с элементами Шиа Цу, без соответствующей лицензии.

По итогам проверки прокуратурой в отношении предпринимателя вынесено постановление от 26.12.2008 о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса прокуратура обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что предпринимателем оказываются медицинские услуги - массаж без соответствующего разрешения (лицензии), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Частью 2 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по медицинскому массажу и косметология терапевтическая.

Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам
в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323, регулируются вопросы организации работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности, в которую включены работы и услуги по косметологии (терапевтической и хирургической).

В силу п. 3 названного Порядка указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии.

Из содержания приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113 “О введении в действие отраслевого классификатора “Простые медицинские услуги“ (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001; далее - Отраслевой классификатор) следует, что общий массаж, массаж лица, чистка кожи лица (комплексный уход за кожей лица, в том числе ультрафиолетовые чистки кожи), маски, фототерапия кожи, ультразвуковое лечение кожи относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности (разделы 21, 22 Отраслевого классификатора).

Порядком отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об “Объеме платных услуг населению“, утвержденным постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.10.2006 N 61 (далее - Порядок) определено, что в составе платных услуг населению выделяются, в частности, бытовые и медицинские услуги.

Из п. 49 Порядка следует, что медицинские услуги охватывают, в том числе, услуги, оказываемые косметологическими подразделениями.

На основании п. 50 Порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведения массажей (включая гидромассаж), услуг обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 ОКУН (далее - Общероссийский классификатор 002-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, выделяются
бытовые услуги и медицинские услуги.

Общероссийским классификатором 002-93 установлено, что гигиеническая чистка лица (код 019324), питательные маски для лица и шеи (код 019325), массаж лица и шеи (код 019326), комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж; код 019327) относятся к бытовым услугам.

В то же время, согласно Общероссийскому классификатору 002-93 услуга массажа относится к прочим бытовым услугам (код 019201) только в случае оказания ее в банях и душевых.

Судами установлен и материалами дела подтвержден факт оказания предпринимателем следующих видов услуг: механическая чистка лица, воздействие аппаратом Aigotherm, - сонофарез, ультразвук, миостимуляция мышечных волокон, жидкое и густое обертывание водорослями и минералами на основе морской воды, массаж области живота, массаж стоп, массаж тела, шведский релаксирующий массаж, тайский релаксирующий массаж, тайский энергетический массаж, испанский релаксирующий массаж с элементами Шиа Цу.

Из материалов дела видно, что у предпринимателя имеется сертификат соответствия N РОСС.RU.АИ16.М40233 (срок действия с 30.12.2005 по 29.12.2007), из которого следует, что услуги (гигиеническая чистка лица, питательная маска для лица и шеи, массаж лица и шеи, комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска) по кодам ОК 002-93 (ОКУН) 019324, 019325, 019326, 019327 отнесены к услугам (работам) парикмахерских (бытовым услугам).

Правильно применив указанные выше нормы права, а также, оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о том, что услуги массажа тела, оказываемые предпринимателем, относятся к медицинским услугам, на осуществление которых требуется лицензия.

С учетом изложенного суды обоснованно указали на то, что данные действия предпринимателя образуют
состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, доводы заявителя по существу направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2009 по делу N А60-41600/2008-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

СЛЮНЯЕВА Л.В.