Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А29-203/2009 Действующее земельное законодательство не предусматривает возможности предоставления одному юридическому лицу земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для фактического использования этого участка другим юридическим лицом. Отсутствие у лица статуса плательщика налога исключает и обязанность представлять отчетность и иные документы по данному налогу.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2009 г. по делу N А29-203/2009

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Караваевой А.В., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2009 по делу N А29-203/2009, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми

к Муниципальному общеобразовательному учреждению “Средняя общеобразовательная школа N 19“

третье лицо: Муниципальное учреждение “Управление образования“ администрации МОГО “Ухта“

о взыскании 11 382 рублей налоговых санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N
3 по Республике Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми к Муниципальному общеобразовательному учреждению “Средняя общеобразовательная школа N 19“ с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 11 382 рублей налоговых санкций за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Инспекция с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По его мнению, использование земли равной площади застройки зданиями (сооружениями), находящимися на праве оперативного управления у Учреждения, фактически означает право пользования земельным участком только МОУ “СОШ N 19“. Таким образом, исходя из принципа следования судьбы земельного участка за судьбой недвижимости, Учреждение, получив на праве оперативного управления недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений и земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом заявитель ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 11403/05. Заявитель считает, что МУ “Управление образования“, которому постановлением от 14.10.2004 N 2003 Главы МО “Город Ухта“ предоставлен спорный земельный участок, не является фактическим пользователем земельного участка, а в настоящее время право постоянного бессрочного пользования земельным участком МОУ “СОШ N 19“ зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми в установленном порядке.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами налогового органа не согласно, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Муниципальное учреждение “Управление образования“
администрации МОГО “Ухта“ отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

МОУ “СОШ N 19“ представило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с расхождениями по акту сверки с налоговым органом.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку уважительность причины неявки представителя не подтверждена, доказательств невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании не представлено.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 04.08.2008 Учреждением представлена в налоговый орган налоговая декларация по земельному налогу за 2007 год.

В связи с обнаружением факта несвоевременного представления указанной налоговой декларации (срок представления декларации - не позднее 01.02.2008) Инспекцией составлен акт от 17.09.2008 N 16-40/5016 и принято решение от 07.10.2008 N 16-19/7550.

Данным решением Учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 11 382 рублей.

Поскольку в установленный в требовании от 16.10.2008 N 2957 срок (до 26.10.2008) Учреждение не уплатило сумму штрафа, Инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми, отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требованиях, руководствовался подпунктами 4, 6 пункта 1 статьи 23, статьями 45, 106, пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 387, статьей 388, пунктом 1 статьи 393, пунктами 1, 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 20, пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26, статьей 65 Земельного
кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131, пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ и исходил из того, что спорный земельный участок Учреждению не предоставлялся, следовательно, у МОУ “СОШ N 19“ отсутствовала обязанность представлять в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2007 год.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Решением Совета муниципального образования городского округа “Ухта“ от 21.11.2006 N 24 “Об установлении земельного налога“ на территории МОГО “Ухта“ установлен земельный налог с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“, которым введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации “Земельный налог“, предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 398 Кодекса налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу
представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Главы муниципального образования “Город Ухта“ от 14.10.2004 N 2003 земельный участок площадью 23562,0 кв.м. по Пионергорскому проезду, 5, г. Ухты предоставлен в соответствии с заявлением муниципальному учреждению “Управление образования“ администрации муниципального образования “Город Ухта“ в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации муниципальной средней общеобразовательной школы N 19.

Таким образом, данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен МУ “Управление образования“ МО “Город Ухта“. Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование одному юридическому лицу для фактического использования другим юридическим лицом, действующим земельным законодательством не предусмотрено.

Кадастровый план спорного земельного участка N 11-20-2/05-53 также не содержит сведений о том, что правообладателем земельного участка является МОУ “СОШ N 19“. Указание в кадастровом плане на разрешенное и фактическое использование - для эксплуатации муниципальной средней общеобразовательной школы N 19, фактически повторяет установленное в постановлении Главы МО “Город Ухта“ от 14.10.2004 N 2003 назначение использования земельного участка и не означает то, что правообладателем земельного участка является МОУ “СОШ N 19“. Расчет нормативного размера земельного участка под МСОШ N 19 не подтверждает факт предоставления земельного участка Учреждению, поскольку только лишь содержит сведения о площади земельного участка под школой.

Следовательно, суд первой инстанции правильно установил, что отсутствуют документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка МОУ “СОШ N 19“.

Документов, удостоверяющих права Учреждения на спорный земельный участок в 2007 году либо акта государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренного в
пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 141-ФЗ, о предоставлении земельного участка Учреждению по состоянию на 2007 год, налоговым органом в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемый период Учреждение налогоплательщиком земельного налога не являлось и, следовательно, у него отсутствовала обязанность представлять в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2007 год.

Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Инспекции на устав МОУ “СОШ N 19“ и решение администрации МО “Город Ухта“ от 15.04.2004 N 140, в соответствии с которыми за Учреждением закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Ухта, Пионергорский проезд, д. 5, а также Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 11403/05, так как в настоящем деле земельный участок в порядке, установленном действующим законодательством, непосредственно предоставлен другому юридическому лицу.

Не может быть принята во внимание ссылка Инспекции на выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 14.04.2009 N 20/037/2009-774, 20/037/2009-773, в которых Учреждение указано как правообладатель земельного участка, исходя из следующего.

Как видно из документов, право постоянного (бессрочного) пользования МУ “Управление образования“ администрации МО “Город Ухта“ земельным участком с кадастровым номером 11:20:0602007:0169, площадью 23562 кв.м., расположенным по Пионергорскому проезду, 5 г. Ухты, предоставленное постановлением Главы МО “Город Ухта“ от 14.10.2004 N 2003 для эксплуатации муниципальной средней общеобразовательной школы N 19, прекращено постановлением руководителя администрации муниципального образования городского округа “Ухта“ от 26.03.2009 N 498 (пункт 1 постановления).

В соответствии с заявлением МОУ “Средняя общеобразовательная
школа N 19“ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 11:20:0602007:169, площадью 23562,0 кв.м., по адресу: Республика Коми, г. Ухта, Пионергорский проезд, 5 (пункт 2 постановления).

Право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком зарегистрировано Учреждением в установленном законом порядке 02.04.2009, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (на основании постановления руководителя администрации МОГО “Ухта“ от 26.03.2009 N 498).

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 11:20:0602007:169, площадью 23562,0 кв.м., по адресу: Республика Коми, г. Ухта, Пионергорский проезд, 5, не был предоставлен соответствующим постановлением и не принадлежал Учреждению в 2007 году.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правильно отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2009 по делу N А29-203/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи

А.В.КАРАВАЕВА

Т.В.ХОРОВА