Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2009 N Ф09-2592/09-С5 по делу N А76-4562/2007-2-180/451 Требование о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях удовлетворено частично правомерно, поскольку факт задержки вагонов, принадлежащих перевозчику, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов подтвержден материалами дела, при этом суд уменьшил размер штрафа, так как он многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами и явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2009 г. N Ф09-2592/09-С5

Дело N А76-4562/2007-2-180/451

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кузнецова А.Г.,

судей Васильченко Н.С., Черкасской Г.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - общество “РЖД“) в лице филиала “Южно-Уральская железная дорога“ на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2008 по делу N А76-4562/2007-2-180/451 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского
округа, их представители в судебное заседание не явились.

Общество “РЖД“ в лице филиала “Южно-Уральская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу “Магнитогорский металлургический комбинат“ (далее - общество “ММК“) о взыскании 1 360 600 руб. штрафа, начисленного за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования, на основании ч. 6 ст. 62, ст. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за июль 2006 года.

Решением суда от 30.10.2008 (судья Мулинцева Е.М.) исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества “ММК“ в пользу общества “РЖД“ штраф в размере 680 300 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 (судьи Логиновских Л.Л., Рачков В.В., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “РЖД“ просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель ссылается на неправильное применение судами ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, оснований для уменьшения неустойки у суда не имелось, поскольку снижение размера штрафа до размера платы за пользование вагонами свидетельствует о фактическом освобождении общества “ММК“ от ответственности за задержку вагонов.

Как установлено судами, между истцом (дорога) и ответчиком (ветвевладелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути от 25.07.2000 N 5/12, в соответствии с условиями которого сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на пути парков “A“, “C“, “B“ станции Магнитогорск-Грузовой и на 1 -
7 пути станции Куйбас, дальнейшее продвижение вагонов со станции Магнитогорск-Грузовой производится локомотивом ветвевладельца со станции Куйбас на станцию Рудная-1 ММК локомотивом дороги и далее локомотивом ветвевладельца.

Параграфом 8 названного договора в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2004 установлен общий (единый для всех вагонов) технологический срок оборота вагонов - 38 часов, в том числе: зимой (с 15 октября по 15 апреля) - 40 часов; летом (с 15 апреля по 15 октября) - 36 часов. Срок оборота цистерн собственности грузоотправителей - 95,3 часа.

Общество “РЖД“ на основании ведомостей подачи и уборки вагонов от 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15 июля 2006 г. начислило обществу “ММК“ штраф в сумме 1 360 600 руб. за нарушение сроков оборота вагонов. Отказ общества “ММК“ от добровольной уплаты штрафа послужил основанием для обращения общества “РЖД“ в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что согласно имеющимся в материалах дела ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100 Устава. Суд признал правомерным расчет истцом штрафа в сумме 1 360 600 руб. При этом, уменьшая сумму штрафа до 680 300 руб., суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что сумма штрафа, начисленная истцом, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства ответчиком.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, также пришел к выводу
о правомерности применения к спорным правоотношениям положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выводы судов о наличии оснований для уменьшения законной неустойки соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 36 постановления от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.

При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства: цена товаров, работ, услуг; сумма договора (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с
применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“).

Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 15.02.2007 N ЕВ-862/10), и, приняв во внимание, что размер предъявленного ко взысканию штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды правильно установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.

При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, суды правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизили размер штрафа, взыскав с ответчика в пользу истца 680 300 рублей.

В связи с изложенным довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется.

Иные доводы заявителя жалобы также подлежат отклонению, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2008 по делу N А76-4562/2007-2-180/451 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Южно-Уральская железная дорога“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВ А.Г.

Судьи

ВАСИЛЬЧЕНКО Н.С.

ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.