Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2009 N Ф09-2238/09-С2 по делу N А34-4758/2008 При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2009 г. N Ф09-2238/09-С2

Дело N А34-4758/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Наумовой Н.В.,

судей Татариновой И.А., Кангина А.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.11.2008 по делу N А34-4758/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по тому делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной
службы судебных приставов по Курганской области (далее - управление) - Волкова О.В. (доверенность от 10.01.2009 N 186), Шоломова Е.Г. (доверенность от 12.09.2008 N 163).

Представители комитета в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением признании незаконным действия комитета, выразившегося в уведомлении от 03.09.2008 N 2478-ф о возвращении без исполнения постановления о наложении штрафа от 19.03.2008, вынесенного судебным приставом-исполнителем, а также обязать комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов управления путем принятия к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа.

Решением суда от 14.11.2008 (судья Обабкова Н.А.) заявление удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Курганским городским судом, возбуждено исполнительное производство.

Администрация г. Кургана постановлением судебного пристава-исполнителя подвергнута штрафу за не исполнение требований исполнительного листа.

В связи с неисполнением названного постановления судебного пристава-исполнителя в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствием у администрации г. Кургана открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в иной кредитной организации счетов, постановление направлено судебным приставом-исполнителем для исполнения в комитет.

Комитет письмом от 03.09.2008 N 2478-ф отказал в принудительном исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании административного штрафа, возвратив его без исполнения.

Считая, что действия комитета не соответствуют закону, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды удовлетворили
заявление управления, правомерно исходя из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов
в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами.

В силу п. 2 и 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (при этом необходимо иметь в виду, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом
4.3 ст. 4 Положения о бюджетном процессе в городе Кургане, утвержденного решением Курганской городской Думы от 20.02.2008 N 32, к бюджетным полномочиям Финансово-казначейского комитета администрации города Кургана относится организация исполнения и непосредственное исполнение бюджета города, в части полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 29 названного Положения, Финансово-казначейский комитет администрации г. Кургана открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей и (или) получателей средств в бюджете города для учета операций по исполнению бюджета города.

Поскольку у администрации города Кургана отсутствуют расчетные счета в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях, суды пришли к правильному выводу о незаконности действий комитета по возврату без исполнения постановления о наложении административного наказания.

Довод, изложенный в кассационной жалобе, о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о назначении административного наказания не является судебным актом, основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не принимается во внимание, поскольку в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, как и судебные акты, отнесены к числу исполнительных документов, по которым осуществляется взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области
от 14.11.2008 по делу N А34-4758/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2009 по тому делу оставить без изменения, кассационную жалобу Финансово-казначейского комитета администрации г. Кургана - без удовлетворения.

Председательствующий

НАУМОВА Н.В.

Судьи

ТАТАРИНОВА И.А.

КАНГИН А.В.