Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2009 N Ф09-8909/08-С6 по делу N А60-17120/2008-СР Исковые требования о передаче истцу жилой площади в построенных и введенных в эксплуатацию жилых домах правомерно удовлетворены частично, поскольку в процессе исполнения муниципального контракта принцип определения передаваемых объемов жилой площади в процентном отношении не менялся, подлежащая передаче жилая площадь изменилась в связи с изменением общей площади построенных жилых домов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2009 г. N Ф09-8909/08-С6

Дело N А60-17120/2008-СР

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Смирнова А.Ю., Семеновой З.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г. Екатеринбурга, Управления внутренних дел по муниципальному образованию “Город Екатеринбург“ (далее - УВД г. Екатеринбурга) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.11.2008 по делу N А60-17120/2008-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации г. Екатеринбурга - Огаркова Л.Н. (доверенность от 27.12.2008), Косенко С.М. (доверенность от 16.12.2007), Ширяев Д.А. (доверенность от 16.12.2008);

Главного управления внутренних дел по Свердловской области - Лунегова
В.А. (доверенность от 02.12.2008 N 1/68):

УВД г. Екатеринбурга - Лунегова В.А. (доверенность от 13.01.2009);

общества с ограниченной ответственностью “Корпорация “Маяк“ (далее - общество “Корпорация “Маяк“) - Фарафонтова Д.Ю. (доверенность от 19.01.2009 N 109), Коробков И.В. (доверенность от 19.01.2009 N 111), Блохин А.В. (доверенность от 19.01.2009 N 110).

Жилищно-строительный кооператив “Маяковский парк“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.

Администрация г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу “Корпорация “Маяк“ о передаче истцу 13 158,9 кв. м общей жилой площади в построенных и введенных в эксплуатацию 4-х жилых домах, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый, д. 48, 50, 52, 54, из них 11 767,4 кв. м в виде 163 квартир с конкретным указанием номеров квартир и домов (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 28.11.2008 (судья Краснобаева И.А.) исковые требования удовлетворены частично. На общество “Корпорация “Маяк“ возложена обязанность передать администрации г. Екатеринбурга 11 111,2 кв. м жилой площади в жилых домах, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый, д. 48, 50, 52, 54. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 (судьи Глотова Г.И., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Екатеринбурга просит указанные судебные акты отменить, принять по делу
новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами ст. 7, 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что судами дано неверное толкование условий муниципального контракта, не выяснена действительная общая воля сторон на момент заключения договора. Администрация г. Екатеринбурга считает, что главным условием победы в конкурсе явилось предложение о передаче именно 13 158,9 кв. м жилья. По мнению заявителя, площади лоджий и балконов не входят в состав общей площади квартир.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, УВД г. Екатеринбурга просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что, подписав дополнительное соглашение от 11.08.2004 к муниципальному контракту, последний стал договором в пользу третьего лица. Заявитель считает, что исполнению подлежит передача ответчиком 13 158,9 кв. м жилья.

В отзыве на кассационную жалобу общество “Корпорация “Маяк“ просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, администрацией г. Екатеринбурга в июне 2004 года проведен конкурс по поиску инвестора на проектирование и застройку четырех 16-тиэтажных домов по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый.

Согласно протоколу от 22.06.2004 N 2 заседания городской отраслевой конкурсной подкомиссии победителем конкурса признано общество “Корпорация “Маяк“, которое представило максимальное проектное предложение: 4 жилых дома - 52 635,6 кв.
м жилых помещений (первая блок-секция - 18 этажей), вторая блок-секция - 20 этажей, третья блок-секция - 22 этажа, четвертая блок-секция - 39 этажей), из которых 13 158,9 кв. м подлежат передаче администрации г. Екатеринбурга.

На основании результатов указанного конкурса между администрацией г. Екатеринбурга и обществом “Корпорация “Маяк“ заключен муниципальный контракт от 15.07.2004, согласно условиям которого, с учетом дополнительного соглашения от 11.08.2004, общество “Корпорация “Маяк“ приняло на себя обязательство за счет собственных средств произвести строительство четырех многоэтажных домов общей площадью не менее 52 635,6 кв. м.

Пунктом 2.1 муниципального контракта установлено, что по итогам реализации муниципального контракта стороны делят результат инвестиционной деятельности в следующем соотношении: 25% общей площади квартир объекта - 13 158,9 кв. м переходит администрации г. Екатеринбурга, 75% общей площади квартир объекта и 100% общей нежилой площади переходит инвестору.

Распоряжением главы г. Екатеринбурга от 10.08.2005 N 2656-р, с учетом распоряжения главы г. Екатеринбурга от 23.01.2007 N 15-р, обществу “Корпорация “Маяк“ для строительства четырех многоэтажных домов предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 22 159 кв. м, расположенный в г. Екатеринбурге по пер. Базовому.

Между администрацией г. Екатеринбурга и обществом “Корпорация “Маяк“ заключен договор аренды от 18.05.2007 N 6-841 земельного участка общей площадью 22 160 кв. м с кадастровым номером 66:41:06 01 055:0012.

Начальником Главархитектуры администрации г. Екатеринбурга проектное предложение общества “Корпорация “Маяк“, представленное на конкурс, не было утверждено, последнему предложено ограничить этажность домов до 20 - 28 этажей.

Общество “Корпорация “Маяк“ разработало и представило на утверждение измененный проект, предусматривающий строительство двух двухсекционных 26-тиэтажных жилых домов с общей площадью квартир, меньшей, чем предусматривалось
в муниципальном контракте, а именно 44 444,7 кв. м.

Измененный проект прошел все необходимые согласования, в том числе и в администрации г. Екатеринбурга.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 24.07.2008 N RU 66302000-195/08, подписанному заместителем главы администрации г. Екатеринбурга Крицким В.П., введены в эксплуатацию построенные объекты капитального строительства по проекту - два двухсекционных жилых дома, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый, д. 48, 50, 52, 54.

В соответствии со справками Свердловского областного государственного унитарного предприятия “Областной центр недвижимости“ от 29.12.2007 N 9207, от 29.12.2007 N 9208, от 29.12.2007 N 9210, от 04.05.2008 N 10028 общая жилая площадь построенных домов составляет 44 444,7 кв. м.

Полагая, что общество “Корпорация “Маяк“ уклоняется от исполнения обязательства по муниципальному контракту от 15.07.2004, администрация г. Екатеринбурга обратилась в арбитражный суд с иском об обязании ответчика передать 13 158,9 кв. м общей площади в построенных и введенных в эксплуатацию 4-х жилых домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, пер. Базовый, д. 48, 50, 52, 54.

Ответчиком исковые требования признаны в размере 11 111,2 кв. м общей жилой площади.

Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых
актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, проанализировали условия муниципального контракта от 15.07.2004 и пришли к правильному выводу о том, что передаче администрации подлежит 25% от построенного жилья.

При этом, в связи с тем, что Главархитектурой администрацией г. Екатеринбурга утвержден измененный проект, согласно которому обществом “Корпорация “Маяк“ построены и сданы в эксплуатацию жилые дома общей жилой площадью 44 444,7 кв. м, суды пришли к правильному выводу о том, что передаче администрации г. Екатеринбурга подлежит 25% от построенного жилья - 11 111,2 кв. м жилых помещений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в процессе исполнения муниципального контракта принцип определения передаваемых объемов жилой площади в процентном отношении не менялся, подлежащая передаче жилая площадь изменилась в связи с изменением общей площади построенных жилых домов, суды правомерно удовлетворили исковые требования администрации г. Екатеринбурга в части 11 111,2 кв. м.

Довод администрации о том, что площади лоджий и балконов не входят в состав общей площади, подлежащей передаче, рассмотрен судами и обоснованно отклонен.

Судами верно указано, что, определяя общую площадь жилого помещения, следует разделять объекты права (в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы всех частей такого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд, террас) и объекты технического учета (согласно п. 3.37 Приказа Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 “Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации“, постановления Федеральной службы государственной статистики от 21.11.2007 N 92 “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического
наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования на 2008 год“ общая площадь жилых помещений определяется с учетом балконов, лоджий, веранд, террас).

Кроме того, исходя из действительной воли сторон муниципального контракта, суды установили, что стороны имели ввиду общую площадь, подлежащую передаче, с включением в нее площади балконов, лоджий, веранд и террас, поскольку предполагаемая общая жилая площадь жилых домов согласно эскизному проекту, представленному на конкурс, составляла 52 635,6 кв. м именно с их учетом.

Утверждение администрации г. Екатеринбурга о том, что главным условием победы в конкурсе общества “Корпорация “Маяк“ явилось предложение о передаче именно 13 158,9 кв. м жилья не принимается во внимание, так как из конкурсной документации видно, что ответчик предложил значительно лучшие условия исполнения муниципального контракта, в частности по площади жилых домов, в то время как иные претенденты предложили минимальную площадь, указанную в условиях реализации проекта (6 000 кв. м).

Ссылки заявителя на неправильное толкование судами условий муниципального контракта отклоняются, так как суды, определяя содержание муниципального контракты с учетом воли сторон и цели договора исходили из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, путем сопоставления с другими условиями и смыслом в целом в соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод УВД г. Екатеринбурга о том, что, подписав дополнительное соглашение от 11.08.2004 к муниципальному контракту, последний стал договором в пользу третьего лица, подлежит отклонению в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное возражение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получило надлежащую правовую оценку.

Обстоятельства дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нарушений норм материального или
процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.11.2008 по делу N А60-17120/2008-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Екатеринбурга, Управления внутренних дел по муниципальному образованию “Город Екатеринбург“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

СМИРНОВ А.Ю.

СЕМЕНОВА З.Г.