Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 08.04.2009 N Ф09-1267/09-С6 по делу N А47-2906/2008-8ГК Дело по иску о признании недействительным договора купли-продажи направлено на новое рассмотрение, поскольку кооператив является сельскохозяйственной организацией, однако судом не установлен полный субъектный состав лиц, которые в соответствии с п. 2 ст. 179 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ имеют преимущественное право на приобретение имущества должника - сельскохозяйственной организации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2009 г. N Ф09-1267/09-С6

Дело N А47-2906/2008-8ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кузнецова А.Г.,

судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.10.2008 принято по делу N А47-2906/2008-8ГК, а не N А47-2906/2009-8ГК.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российский сельскохозяйственный банк“ в лице Оренбургского регионального филиала (далее - общество “Российский сельскохозяйственный банк“) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.10.2008 по делу N А47-2906/2009-8ГК.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о
времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Общество “Российский сельскохозяйственный банк“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к сельскохозяйственному кооперативу (колхоз) “Центральный“ Оренбургского района Оренбургской области (далее - кооператив “Центральный“), обществу с ограниченной ответственностью “Орский хлеб-агро“ Кваркенский район Оренбургской области (далее - общество “Орский хлеб-агро“) о признании недействительным договора купли-продажи от 22.10.2007 N 22/10.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество “Коммерческий банк “Оренбург“, Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации.

Решением суда от 17.10.2008 (судья Кофанова Н.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.

В порядке апелляционного производства дело не пересматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “Российский сельскохозяйственный банк“ просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, а также неправильное применение положений ст. 129, 130, 138, 139, 177, 179 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве), ст. 352 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, имущество должника, который является сельскохозяйственной организацией должно продаваться единым комплексом и в обязательном порядке на торгах.

Как установлено судами, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2006 N А47-54555/2006-14 кооператив “Центральный“ признан несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства.

Конкурсным управляющим кооперативом “Центральный“ произведена оценка имущества должника. В отчете закрытого акционерного общества “ЭКСПЕРТ-Ф“ от 28.07.2007 N 05об/2007 определена рыночная стоимость имущества должника, расположенного в с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области.

Из сообщения администрации
муниципального образования Просторский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области от 20.06.2007 N 30 следует, что к землям кооператива “Центральный“ непосредственно прилегают земли сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) “Бриентский“, сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) “Кульминский“, сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) “Уральский“, производственного сельскохозяйственного кооператива “Кировский“, общества “Орский хлеб-агро“.

Конкурсным управляющим кооперативом “Центральный“ выставлено на продажу предприятие должника путем направления в адрес указанных выше предприятий предложения о продаже предприятия по цене 7 203 227 руб. 00 коп.

Между кооперативом “Центральный“ и обществом “Орский хлеб-агро“ заключен договор от 22.10.2007 N 22/10 купли-продажи имущества, указанного в приложении N 1, 2, 3.

При этом транспортные средства и оборудование, переданные по данному договору, являлись предметом залога по договорам от 11.01.2006 N 0405/254-5 и от 11.01.2006 N 0405/254-4, заключенным между обществом “Российский сельскохозяйственный банк“ и кооператив “Центральный“ в целях обеспечения обязательств по кредитному договору от 22.12.2004 N 0405/254.

Истец, являясь конкурсным кредитором кооператива “Центральный“ и полагая, что оценка имущества необоснованно занижена, положение о порядке, сроках, условиях продажи имущества на собрании кредиторов не утверждалось, в связи с чем нарушено требование ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ обратился в суд с иском о признании недействительным (ничтожным) договора от 22.10.2007 N 22/10.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие утвержденного собранием кредиторов положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества, хотя и нарушает требования ст. 139 Закона о банкротстве, однако не является основанием к признанию недействительной сделки по отчуждению имущества должника, являющегося сельскохозяйственной организацией, поскольку ст. 168, 179 Закона о банкротстве устанавливаются особенности продажи имущества и имущественных прав
сельскохозяйственных организаций.

Между тем, при рассмотрении настоящего дела судами не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение ст. 139 Закона о банкротстве собрание кредиторов не проводилось, однако должная правовая оценка данному обстоятельству не дана.

Пунктом 3 ст. 177 Закона о банкротстве предусмотрено, что при продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

В соответствии с п. 1 ст. 179 Закона о банкротстве при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника (п. 2 названной статьи). Арбитражный управляющий при продаже указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.
В случае, если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 3 этой же статьи).

Судом установлено, что кооператив “Центральный“ является сельскохозяйственной организацией, однако, судом не установлен полный субъектный состав лиц, которые в соответствии с п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве имеют преимущественное право на приобретение имущества должника - сельскохозяйственной организации.

Кроме того, из материалов дела следует, что торги по продаже кооператива “Центральный“ не проводились. При этом надлежащая оценка данному обстоятельству не дана, в связи с чем необоснованным является вывод суда о прекращении обеспеченного залогом обязательства на основании ст. 352 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует отменить, дело - передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, исследовать значимые для дела обстоятельства, дать оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам лиц, участвующих в деле, с учетом чего разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.10.2008 по делу N А47-2906/2008-8ГК отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВ А.Г.

Судьи

СЕМЕНОВА З.Г.

СТОЛЯРОВ А.А.