Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2009 N Ф09-756/09-С3 по делу N А76-8858/2008-41-128 В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным требования налогового органа об уплате пеней отказано правомерно, поскольку недоимка обществом не погашена, а авансовые платежи уплачены с нарушением установленного срока, вместе с требованием направлен расчет пеней, в котором указаны все необходимые сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2009 г. N Ф09-756/09-С3

Дело N А76-8858/2008-41-128

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Жаворонкова Д.В., Анненковой Г.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Содействие“ (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2008 по делу N А76-8858/2008-41-128 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Спиридонова Е.А. (доверенность от 18.09.2008 б/н);

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Панкратова И.П. (доверенность от 29.10.2008 N 22).

Представители третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой
службы по Калининскому району г. Челябинска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2008 N 503 (далее - требование от 26.06.2008 N 503).

Решением суда от 22.09.2008 (судья Попова Т.В.) в удовлетворении требований обществу отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 (судьи Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить и признать требование инспекции от 26.06.2008 N 503 недействительным, ссылаясь на неправильное применение судами п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению общества, оспариваемое требование инспекции не содержит сведений о суммах пеней, начисленных на каждую из указанных в качестве пенеобразующих недоимок, о дате погашения недоимок, о периодах просрочек, за которые исчислены спорные суммы пеней, о ставках пеней, то есть данных, позволяющих налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней, что является существенным нарушением прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах, норм налогового законодательства.

Отзыв на кассационную жалобу инспекцией не представлен.

Как следует из материалов дела, инспекцией направлено обществу требование от 26.06.2008 N 503, согласно которому налогоплательщику предложено в срок до 14.07.2008 уплатить пени в сумме 54 879 руб. 44 коп. по налогу
на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации.

Считая, что указанное требование инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований обществу, суды исходили из того, что нарушение налоговым органом положений ст. 69 Кодекса не может служить безусловным основанием для признания требования инспекции от 26.06.2008 N 503 недействительным, поскольку документы, представленные сторонами, позволяют установить обоснованность расчета сумм, включенных налоговым органом в требование об уплате пеней, направленное налогоплательщику.

В п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 Кодекса).

В силу п. 5, 6 ст. 75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 Кодекса.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно п. 4 ст. 69 Кодекса, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 19 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 “О некоторых
вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

Формальные нарушения требований, содержащихся в п. 4 ст. 69 Кодекса, сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.

Обязанность уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль установлена ст. 286, 287 Кодекса.

Пункт 3 ст. 58 Кодекса предусматривает начисление пеней в порядке, установленном ст. 75 Кодекса, за несвоевременную уплату авансовых платежей.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что наличие у общества неисполненной обязанности по уплате налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 44 273 709 руб. 44 коп. установлено Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2004 по делу N А76-20060/03 (Ф09-2104/2004-АК). На основании данного постановления Арбитражным судом Челябинской области выдан исполнительный лист от 30.03.2005 N 158421 на взыскание с общества задолженности по налогу на прибыль в сумме 70 199 078 руб. 20 коп., в том числе в
бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 44 273 709 руб. 44 коп.

Согласно расчету пени к требованию от 26.06.2008 N 503, представленному инспекцией в материалы дела, пени начислены на задолженность, подтвержденную Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2004 по делу N А76-20060/03, а также на сумму авансового расчета за май 2008 года.

Поскольку данная недоимка по состоянию на 26.06.2008 обществом не погашена, а авансовые платежи уплачены налогоплательщиком с нарушением установленного срока уплаты, суды пришли к правильному выводу о наличии у инспекции оснований для начисления пеней и направления обществу требования об их уплате.

Правильность и порядок расчетов сумм пеней обществом не оспариваются.

Довод общества о том, что требование инспекции от 26.06.2008 N 503 не соответствует положениям ст. 69 Кодекса, подлежит отклонению, поскольку вместе с требованием инспекцией обществу направлен расчет пени, в котором указаны все необходимые сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пеней.

Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, исследованным судами в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2008 по
делу N А76-8858/2008-41-128 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Содействие“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ГАВРИЛЕНКО О.Л.

Судьи

ЖАВОРОНКОВ Д.В.

АННЕНКОВА Г.В.