Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-9525/08-С2 по делу N А76-7331/2008-37-136 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении из бюджета НДС удовлетворены правомерно, поскольку обществом подтверждено право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, так как представлены все необходимые документы и доказан факт вывоза товара за пределы территории РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. N Ф09-9525/08-С2

Дело N А76-7331/2008-37-136

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Меньшиковой Н.Л.,

судей Беликова М.Б., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2008 по делу N А76-7331/2008-37-136 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на
официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

закрытого акционерного общества “Уралгеомаш“ (далее - общество) - Шагиахметов Д.Ж. (доверенность от 24.12.2008);

инспекции - Иванова Л.Н. (доверенность от 12.01.2009).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 19.05.2008 N 1245/15Э.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2008 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 (судьи Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, поскольку полный пакет документов обществом не представлен, право на применение налоговой ставки 0% по реализации товаров на экспорт не подтверждено и налоговые вычеты предъявлены неправомерно. По мнению инспекции, общество для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% и обоснованности права на применение налогового вычета должно было представить не только грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД), но и соответствующий этой декларации транспортный, товаросопроводительный и (или) иной аналогичный по характеру внесенных в него сведений документ, с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими факт вывоза товара, на каждом из таких документов. В обоснование своих доводов инспекция ссылается на п. 1 раздела 6 “Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом“, утвержденных Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971 с изменениями от 21.05.2007, в котором указано, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Данные правила не предусматривают каких-либо исключений, в том числе для самовывоза товара.

В отзыве на кассационную жалобу общество поясняет, что считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, поскольку в международном соглашении от 24.09.1999 “Об упрощенном
порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 N 201, указано, что наличие штампа “Товар вывезен полностью“ на ГТД, заверенный печатью таможенного органа, является достаточным для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и не требует дополнительного подтверждения путем представления отметок на товаросопроводительных документах.

Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с отказом инспекции в результате камеральной налоговой проверки декларации за декабрь 2007 г. в признании права общества на применение налоговой ставки 0% при реализации товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, послужившим, в свою очередь, основанием для отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Основанием для оспариваемого решения явился вывод инспекции о представлении обществом неполного пакета документов, предусмотренного ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а именно: в товарно-транспортной накладной от 31.07.2007 N 1073 отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Полагая, что указанное решение инспекции нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из факта подтверждения обществом права на применение налоговой ставки 0% по НДС и права на применение налогового вычета, поскольку налогоплательщик представил ГТД с отметками о вывозе, товарную накладную, банковскую выписку, справку о поступлении валюты, паспорт сделки, платежные поручения и счет-фактуру с отметками о вывозе.

Выводы судов являются правильными.

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1995 N 1343 “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан“ таможенный контроль на границе Российской Федерации с
Республикой Казахстан с 16.06.1996 отменен.

Международным соглашением от 24.09.1999 “Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза“ (далее - Соглашение) определено, что данное Соглашение устанавливает упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих с территории государств Сторон и перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Договор “О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве“ от 26.02.1999 ратифицирован Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве“, а не Федеральным законом от 29.01.1997 N 21-ФЗ “О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности“.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 26.02.1999 заключен договор “О таможенном союзе и едином экономическом пространстве“, который ратифицирован Федеральным законом от 29.01.1997 N 21-ФЗ “О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности“, которым также предусматривается отмена таможенного контроля.

Согласно ст. 9 данного Соглашения декларирование товаров производится путем подачи в таможенный орган транспортных, либо товаросопроводительных, либо коммерческих и других документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей.

В силу ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

На основании подп. 29 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации коммерческие документы - это счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и
иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из названного Кодекса не вытекает иное.

Таким образом, с учетом того, что действующим международным соглашением предусмотрена возможность предоставления иных взаимозаменяемых документов, чем предусмотрено подп. 1 - 4 п. 1 ст. 165 Кодекса, право на применение налоговой ставки 0% при реальном экспорте товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и возмещение НДС обоснованно.

Согласно ст. 164 Кодекса при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0% и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производятся в порядке, установленном ст. 176 Кодекса, при условии их физического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, и соблюдения требований, установленных ст. 171, 172 Кодекса.

Таким образом, одним из условий возмещения из бюджета НДС является подтверждение вывоза товара за пределы территории Российской Федерации, в связи с чем общество, претендующее на названное возмещение, обязано доказать обстоятельства, связанные с отгрузкой товара.

Доказательствами вывоза товара за пределы территории Российской Федерации в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 165 Кодекса являются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Из обстоятельств дела следует, что между обществом и ТОО СП “КуатАмлонМунай“ (Республика Казахстан; покупатель) заключен договор поставки автоцистерны N 117 от 14.06.2007 самовывозом в количестве 1 штуки, стоимостью 2
780 000 руб. на условиях FCA г. Челябинск.

Судами установлено, что в качестве документа, подтверждающего факт вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации, общество представило в инспекцию ГТД и счет-фактуру как с отметкой таможенных органов от 31.07.2007 “Выпуск разрешен“, так и с отметкой о пересечении товаром границы “Товар вывезен“ от 06.08.2007.

Поскольку факт поступления валютной выручки, наличие товарной накладной от 31.07.2007 N 1073, подтверждающей передачу товара покупателю, паспорта сделки от 28.06.2007 и факта соблюдения обществом положений, установленных международными соглашениями, ст. 165, 171, 172 Кодекса, подтверждаются материалами дела и не оспариваются инспекцией, суды в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для применения обществом ставки 0% и возмещения из бюджета НДС.

Факт реальности экспорта автоцистерны инспекцией не оспаривался.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2008 по делу N А76-7331/2008-37-136 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи

БЕЛИКОВ М.Б.

СУХАНОВА Н.Н.