Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-375/09-С2 по делу N А07-10843/2008-А-АГФ Решение налогового органа о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, доначислении налога на добавленную стоимость и пени правомерно признано недействительным, поскольку сумма выделенных субъектом Российской Федерации обществу субсидий меньше по размеру, чем затрачено налогоплательщиком на уплату товарно-материальных ценностей и НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. N Ф09-375/09-С2

Дело N А07-10843/2008-А-АГФ

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Беликова М.Б.,

судей Меньшиковой Н.Л., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2008 по делу N А07-10843/2008-А-АГФ.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью “Давлекановское зерно“ (далее - общество, налогоплательщик) - Гайсина А.С. (доверенность от 04.02.2009 N 08/10-Д).

Представители управления, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на
сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения управления от 17.06.2008 N 323/02 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 356 476 руб. 81 коп., доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 782 384 руб. 05 коп. и соответствующей пени.

Решением суда от 14.11.2008 (судья Ахметова Г.Ф.) заявление удовлетворено.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению управления, обществом неправомерно предъявлен налоговый вычет, поскольку уплата поставщикам товаров сумм НДС за счет средств целевого бюджетного финансирования не свидетельствует о реально понесенных затратах общества.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Республике Башкортостан проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты налогов, в том числе НДС за период с 08.08.2005 по 30.09.2007, по результатам которой вынесено решение от 25.03.2008 N 696 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 446 866 руб. 83 коп, доначисления НДС в сумме 2 234 334 руб. 16 коп. и соответствующей пени.

Не согласившись
с доначислением налога, пени и наложением штрафа, налогоплательщик в порядке, установленном ст. 138, 139 Кодекса, обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, в которой просит решение инспекции от 25.03.2008 N 696 отменить.

Рассмотрев апелляционную жалобу, управление решением от 17.06.2008 N 323/02 признало доначисление инспекцией НДС в сумме 451 950 руб. 11 коп. неправомерным. Проверяя обоснованность доначисления НДС в остальной части, управление пришло к выводу о неправомерном отнесении налогоплательщиком в проверяемый период на налоговый вычет сумм НДС по товарам, приобретенным за счет средств целевого бюджетного финансирования, поскольку оно не понесло реальных затрат на их приобретение.

Налогоплательщик, полагая, что решение управления не соответствует нормам гл. 21 Кодекса и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями статей 171, 172 Кодекса, определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-О, от 04.11.2004 N 324-О, пришел к выводу о том, что порядок и условия для использования права на применение вычета по НДС налогоплательщиком соблюдены, поэтому у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в возмещении налога из бюджета.

Согласно п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные законом налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении
товаров.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Из изложенных норм следует, что право налогоплательщика на применение налогового вычета не ставится в зависимость от источника поступления денежных средств покупателю (налогоплательщику).

Как усматривается из судебного акта, сумма выделенных субъектом Российской Федерации обществу субсидий меньше по размеру, чем затрачено налогоплательщиком на уплату товарно-материальных ценностей и НДС. Таким образом, выводы суда о наличии реальных расходов общества на уплату налога обоснованны, в связи с чем примененный налогоплательщиком вычет правомерен.

Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для доначисления НДС в сумме 1 782 384 руб. 05 коп., соответствующей пени и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за совершение налогового правонарушения у инспекции не имелось.

Довод управления о том, что решение от 17.06.2008 N 323/02 не влечет для налогоплательщика правовых последствий, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налога, поскольку в нем изложено лишь мнение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе налогоплательщика, судом кассационной инстанции отклоняется как противоречащий законодательству о налогах и сборах.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2008 по делу N А07-10843/2008-А-АГФ оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

БЕЛИКОВ М.Б.

Судьи

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

СУХАНОВА Н.Н.