Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.02.2009 N Ф09-77/09-С4 по делу N А34-4699/2007 В удовлетворении исковых требований о взыскании солидарно с ответчиков убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, отказано правомерно, поскольку истцом не представлено доказательств наступления вреда и противоправного поведения ответчиков, материалами дела подтверждено надлежащее исполнение ими обязанности по финансированию указанных объектов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2009 г. N Ф09-77/09-С4

Дело N А34-4699/2007

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Крюкова А.Н.,

судей Лиходумовой С.Н., Матанцева И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Шадринска на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А34-4699/2007 Арбитражного суда Курганской области по иску администрации г. Шадринска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Приволжско-Уральского военного округа, Шадринской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации, с участием в деле третьих лиц, о взыскании убытков.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации г. Шадринска - Андреева О.Е. (доверенность от 04.12.2007 N 4-648), Черных С.К. (доверенность
от 26.05.2008 N 4-345);

Министерства финансов Российской Федерации - Дудка А.В. (доверенность от 19.01.2009 зарегистрирована в реестре за N 1-146).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Администрация г. Шадринска обратилась в Арбитражный суд Курганской области к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Приволжско-Уральского военного округа, Шадринской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации с иском о взыскании солидарно убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, в сумме 8 658 200 руб. (с учетом уточнения).

Определениями суда от 29.10.2007, 11.02.2008, 27.03.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Территориальное управление Росимущества по Курганской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.

Определением суда от 31.07.2008 производство по делу в части требований к Шадринской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации прекращено в связи с тем, что она не является юридическим лицом.

Решением суда от 31.07.2008 (судья Суханова О.С.) иск удовлетворен частично. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации г. Шадринска взыскано 7 807 200 руб. убытков. В остальной части иска и в иске к Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Приволжско-Уральского военного округа о солидарном взыскании убытков отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 (судьи Карпусенко С.А., Махрова Н.В., Рачков В.В.) решение в
части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации г. Шадринска 7 807 200 руб. убытков отменено. В иске к Министерству финансов Российской Федерации отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Шадринска просит указанное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности к спорным правоотношениям платежных поручений о возмещении убытков на общую сумму 8 185 000 руб. по принятому жилищному фонду, представленных Министерством финансов Российской Федерации суду апелляционной инстанции. Вывод суда о не подтверждении фактически произведенных затрат на содержание жилых домов также является необоснованным, так как финансирование расходов производится на основании актов приема-передачи с приложением необходимых расчетов.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации в отзывах на кассационную жалобу просят оставить постановление без изменения, поскольку обязанность по финансированию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в ведение местных органов исполнительной власти, в 2005 - 2007 гг. исполнялась Министерством финансов Российской Федерации надлежащим образом.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992. N 114-рп “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“ принято постановление администрации г. Шадринска от 09.08.2004 N 610 “О приеме-передаче в муниципальную собственность объектов ЖКХ, находящихся в государственной собственности Министерства обороны РФ ГУ “Шадринская КЭЧ“.

В муниципальную собственность согласно постановлению принят жилищный фонд общей полезной площадью 112 250 кв. м.

В октябре - ноябре 2004 г. жилищный фонд, состоящий из объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Шадринской квартирно-эксплуатационной части, передан в хозяйственное ведение муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Шадринска по актам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 N 1325-р принято предложение Шадринской городской Думы и Минэкономразвития, согласованное с Минобороны России и администрацией Курганской области, о передаче в собственность муниципального образования г. Шадринск находящихся в федеральной собственности объектов Шадринской квартирно-эксплуатационной части согласно приложению.

Шадринская квартирно-эксплуатационная часть и администрация г. Шадринска подписали договор от 12.08.2004 о приеме-передаче в муниципальную собственность г. Шадринска, совместном финансировании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства федеральной собственности Министерства обороны Российской Федерации Шадринской квартирно-эксплуатационной части. По этому договору Шадринская квартирно-эксплуатационная часть обязалась возместить денежные средства в размере 8182,4 тыс. руб. до 31.12.2004 в счет своей доли согласно расчету затрат (приложение N 1 к договору) для финансирования совместного содержания жилищного фонда.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Шадринской квартирно-эксплуатационной частью предусмотренных договором от 12.08.2004 обязательств по совместному финансированию, администрация г. Шадринска обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Управления Приволжско-Уральского военного округа, Шадринской квартирно-эксплуатационной части убытков солидарно.

Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет
казны Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что Шадринская квартирно-эксплуатационная часть не являлась на момент заключения договора от 12.08.2004 юридическим лицом (решение Арбитражного суда Курганской области от 20.12.2006 по делу N А34-6818/2006), договор ничтожен. Руководствуясь ст. 15, 16 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд установил, что администрация г. Шадринска понесла реальные ущерб в результате невыполнения Министерством финансов Российской Федерации обязанности по выделению бюджету Курганской области дотаций на содержание переданного в муниципальную собственность жилищного фонда.

Отменив решение в этой части и отказав в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности факта причинения истцу убытков и противоправного поведения ответчика.

Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют материалам дела.

Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Необходимыми условиями применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков являются наступление вреда и противоправное поведение причинителя вреда.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено надлежащее исполнение Министерством финансов Российской Федерации в 2005 - 2007 гг. обязанности по финансированию переданных в ведение местных органов исполнительной власти объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В 2005 г. бюджету Курганской области из федерального бюджета было выделено на возмещение убытков от содержания указанных объектов 63 957 000 руб., в 2006 г. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - 3 639 145 200 руб., в 2007 г. - 4 960 909 100 руб.

Платежными поручениями от 07.02.2005 N 821, от 25.04.2005
N 690, от 12.07.2005 N 344, от 16.11.2005 N 282 Управлением Федерального казначейства по Курганской области перечислено Финансовому отделу администрации г. Шадринска дотаций на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на общую сумму 8 185 000 руб.

Судом также правильно установлено отсутствие в материалах дела доказательств того, что в 2004 - 2005 гг. истец понес затраты на содержание жилищного фонда, полученного от Шадринской квартирно-эксплуатационной части.

Поскольку в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией г. Шадринска не представлено доказательств наступления вреда и противоправного поведения ответчиков, суд апелляционной инстанции правомерно отказал во взыскании убытков.

Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2008 по делу N А34-4699/2007 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Шадринска - без удовлетворения.

Председательствующий

КРЮКОВ А.Н.

Судьи

ЛИХОДУМОВА С.Н.

МАТАНЦЕВ И.В.