Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 N 15АП-9163/2009 по делу N А53-16834/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за отсутствие изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. N 15АП-9163/2009

Дело N А53-16834/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Винокур И.Г., Золотухиной С.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.

при участии:

от заявителя - ООО “Компания “Оптимальное решение“ - директора Козновой Н.А.,

от административного органа - Межрайонной ИФНС России N 23 по Ростовской области - представителя Кабачека М.И., доверенность от 01.04.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Компания “Оптимальное решение“

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 сентября 2009 года по делу N А53-16834/2009,

принятое судьей Комурджиевой
И.П.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Компания Оптимальное решение“

о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области N 000105 от 21.07.2009 г. по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Компания Оптимальное решение“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 21.07.2009 г. N 000105 по делу об административном правонарушении, которым руководитель общества привлечен к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей, а также постановления налоговой инспекции от 21.07.2009 г. N 000104 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением арбитражного суда от 11.09.2009 г. отказано в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции N 000104 от 21.07.2009 г. на том основании, что материалами дела подтверждается совершение обществом вмененного ему административного правонарушения. В части требований о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции N 000105 от 21.07.2009 г. производство по делу прекращено ввиду неподведомственности требований арбитражному суду.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 11.09.2009 г. отменить, ссылаясь на то, что свободные денежные средства в кассе не хранились, протокол осмотра составлен в отсутствие понятых.

В отзыве на апелляционную жалобу налоговая
инспекция просила отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества и налоговой инспекции поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании поручения N 231 от 29.06.2009 г. проведена проверка полноты учета выручки обществом, в ходе которой в офисном помещении по ул. 1-й Конной Армии, 15а, оф. 606 в г. Ростове-на-Дону выявлено отсутствие изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.

По результатам проверки составлен протокол N 000104 от 08.07.2009 г. об административном правонарушении и вынесено постановление N 000104 от 21.07.2009 г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Общество обжаловало постановление налоговой инспекции в арбитражный суд.

Статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения
кассовых операций предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать определенным требованиям, в том числе быть изолированным от других служебных и подсобных помещений, иметь металлический шкаф (сейф) для хранения денег и ценностей (пункт 3 раздела 1 Приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций), иметь охранную сигнализацию (пункт 1 раздела 3 Приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций).

Согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций, в силу пункта 3 которого для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать необходимым требованиям, в частности: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.

Представленными в материалы дела актом
проверки полноты учета выручки N 000076 от 08.07.2009 г., справкой банка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью, отчетом кассира от 29.06.2009 г. объяснениями директора общества, протоколом осмотра офисного помещения общества N 1 от 29.06.2009 г., договором безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.01.2009 г. подтверждается осуществление обществом расчетов наличными денежными средствами при отсутствии надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты.

То обстоятельство, что обществом не нарушается установленный банком лимит остатка денежных средств в кассе, не освобождает его от обязанности хранить наличные денежные средства в надлежаще оборудованном помещении кассы.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт осуществления обществом расчетов наличными денежными средствами и хранения свободных денежных средств в помещении, не соответствующем требованиям, предъявляемым к оборудованию кассы предприятия.

Довод общества о том, что понятые не присутствовали при составлении протокола осмотра помещения опровергается их подписями в протоколе. Кроме того, совершение обществом вмененного административного правонарушения подтверждается иными надлежащими доказательствами, в том числе, объяснениями директора общества, которая подтвердила факт отсутствия кассовой комнаты на предприятии.

Порядок привлечения общества к административной ответственности налоговой инспекцией соблюден.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 сентября 2009 года по делу N А53-16834/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть
обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи

И.Г.ВИНОКУР

С.И.ЗОЛОТУХИНА