Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 N 15АП-5010/2009 по делу N А53-2893/2009 По делу о признании незаконным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. N 15АП-5010/2009

Дело N А53-2893/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,

при участии:

от Ростовской таможни - Колбасина А.А. по дов. от 17.05.2009 года,

от ООО “Скрап-8“ - Бессонова А.Г. по дов. от 05.02.2009 года

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 апреля 2009 года по делу N А53-2893/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Скрап - 8“

к заинтересованному лицу - Ростовской таможне

о признании
незаконным решения Ростовской таможни (КТС-1 от 13 октября 2008 года) о корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10313110/200808/0001933,

принятое судьей Комурджиевой И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Скрап - 8“ (далее - ООО “Скрап-8) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовская таможня (далее - Ростовская таможня) признании незаконным решения Ростовской таможни (КТС-1 от 13 октября 2008 года) о корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10313110/200808/0001933,

Требования мотивированы тем, что обществом были представлены все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара. При корректировке таможенной стоимости таможенный орган обязан обосновать причины, по которым он не принял заявленную стоимость товара и указать на то, в чем заключается недостоверность представленной информации, в чем выразилось документальная неподтвержденность, а также указать, какие факторы, влияние которых количественно не может быть определено, привело к корректировке таможенной стоимости, что сделано не было. Претензии к калькуляции необоснованны - данный документ не входит в число требуемых Приказом ФТС от 25.04.07 г. N 536.

Решением суда от 30 апреля 2009 года признаны незаконным решение Ростовской таможни (КТС-1 от 13 октября 2008 года) по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10313110/200808/0001933, ООО “Скрап-8“ возвращены из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины. Решение мотивировано тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была определена обществом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и подтверждена обществом документально непосредственно при декларировании товара. В подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости обществом представлены все необходимые для этого документы. Расчет таможенной стоимости произведен заявителем на основании цены товара, уплаченной продавцу.

Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовская
таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать, указывая, что непредставление затребованных таможней документов и выявленные противоречия в тех документах, которые представлены, позволяют говорить о том, что заявленная декларантом стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации, что влечет правомерность проведенной таможенным органом корректировки таможенной стоимости. Податель жалобы настаивает на том, что главной целью таможенного контроля является контроль таможенной стоимости, а именно ее структуры, калькуляция помогает разобраться в структуре закупочной стоимости, проверить соответствие ее рыночной, в связи с чем Ростовская таможня настаивает на значимости для оценки обстоятельств дела калькуляции затрат. Декларантом документально не подтверждены такие составляющие экспортной цены, как закупочная цена, прибыль, прочие затраты, без чего информации о цене сделки является неполной и влечет корректировку таможенной стоимости. Таможня считает обоснованной невозможность применения 2 - 5 методов, что влечет необходимость использовать резервный метод.

В судебном заседании представители таможни и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и отзыве на нее. Представитель таможни ходатайствовал об отложении судебного заседания с целью предоставления суду документов, которые таможня намерена получить из г. Санкт-Петербург от таможенных органов, а именно объяснений директора общества, что он является родственником иностранного покупателя, что, наряду с наличием сведений таможни о Ф.И.О. сделки по вывозу металлолома безусловно свидетельствует о влиянии указанной взаимосвязи на цену сделки. Представление указанных доказательств на стадии апелляционного обжалования таможня считает обоснованным в связи с тем, что
судебная практика позволяет при проверке корректировки таможенной стоимости декларантам представлять дополнительные документы в основание своих доводов; точно также таможня не должна быть лишена прав по представлению документов.

Судом ходатайство не удовлетворено по причине непредставления таможней документов, которые могли бы подтвердить наличие обстоятельств, вследствие которых следует откладывать судебное разбирательство.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО “Скрап-8“ (продавец) и фирма Dyantos Trading Ltd (покупатель) заключили внешнеторговый контракт N 200581 от 20.05.2008 на условиях поставки FAS - ООО “Западный Порт“ г. Ростов-на-Дону или FAS - ООО “СК “Мост“ г. Ростов-на-Дону Инкотермс-2000), согласно которому продавец продал, а покупатель купил стальной лом, в количестве и по качеству согласно спецификации, прилагаемой к контракту (приложение N 1). Согласно ГТД N 10313110/200808/0001933 товар был оформлен обществом с использованием 1 метода оценки - по стоимости сделки с вывозимым товаром и таможенная стоимость указана в размере 891 529,3 рубля (т. 1 л.д. 1).

При осуществлении контроля таможня установила, что представленных декларантом документов недостаточно для подтверждения таможенной стоимости товара по первому методу, в связи с чем направила обществу требования и запросы о предоставлении дополнительных документов. Рассмотрев представленные обществом документы, таможня не согласилась с заявленной обществом таможенной стоимостью. Поскольку общество отказалось корректировать таможенную стоимость другим методом, таможенный орган скорректировал ее самостоятельно с использованием шестого резервного метода определения таможенной стоимости.

Действия таможни по корректировке таможенной
стоимости явились предметом обжалования в суде первой инстанции.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Из материалов дел следует, что поставка товара осуществлялась в режиме экспорта, на условиях FAS (Международные правила толкования торговых терминов “ИНКОТЕРМС 2000“), то есть продавец обязан поставить товар вдоль борта указанного покупателем судна в определенное покупателем место погрузки в названном порту отгрузки и в соответствии с обычаями порта в установленную дату или в согласованный период времени; на продавца возлагается обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, и не более.

Согласно пункту 1 статьи 166 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 7 указанных Правил основными принципами
определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые предусмотрены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“ (далее - Закон), с учетом особенностей, установленных указанными Правилами.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами (статья 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ и пункт 10 Правил, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, а именно расходы, которые произведены покупателем: на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров; на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения: сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью вывозимых товаров;инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;проектирование, разработка, инженерные, конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, чертежи
и эскизы, необходимые для производства оцениваемых товаров; в) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых товаров вне таможенной территории Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что такие платежи относятся только к вывозимым товарам; г) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования оцениваемых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 20 - 24 Закона о таможенном тарифе. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие предусмотренных Законом о таможенном тарифе оснований.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, но при этом следует учитывать разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 6 Постановления от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“. Согласно данным разъяснениям при реализации права на самостоятельное определение таможенной стоимости декларируемого товара по избранному им методу таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с вывозимыми товарами и закон
содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований - отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания правомерности корректировки таможенной стоимости товаров возложена на таможенный орган.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 года N 536.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что все необходимые документы, а также другие сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, согласно описи документов к указанным ГТД общество представило одновременно с подачей таможенной декларации, что подтверждается копиями документов, предоставленных суду, а также не оспаривается таможенным органом. Суд не выявил признаков недостоверности представленных документов и сведений.

Таким образом, принимая во внимание, что представленные обществом в таможню документы не содержат признаков недостоверности, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, а потому основания для ее корректировки у таможенного органа отсутствовали.

Не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание также ссылки таможни на то, что сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, не являются достаточными, количественно определенными и документально подтвержденными.

Так, таможенный орган указывает, что в отношении лома черных металлов, как налогоемкой группы товаров, таможенные органы принимают меры по оптимизации
рисков (п. 30 “б“ Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене“, утвержденной Приказом ФСТ России от 11 января 2008 N 11), в частности запрос у декларанта бухгалтерской документации об оприходовании и списании с баланса предприятия вывозимых товаров; калькуляции стоимости вывозимых товаров; договора и платежно-расчетных документов с российскими поставщиками металлолома, ведомости банковского контроля по контракту, банковских платежных документов по оплате счетов-фактур предыдущих партий товаров (мера по минимизации риска 11/10000/130807/00102).

Между тем, сам по себе факт возможности запроса указанных документов не означает безусловную обязанность декларанта по их представлению, поскольку данная инструкция адресована таможенному органу, Перечень документов установлен иным актом - Приказом ФТС N 536. Соответственно, непредставление документов не влечет правовых последствий для декларанта в виде отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.

Более того, большинство указанных документов декларант представил: бухгалтерскую документацию об оприходовании и списании с баланса предприятия вывозимых товаров; калькуляцию стоимости вывозимых товаров, договора и карточки счета 60.1 по российскому поставщику металлолома ООО “Агрус“, что подтверждается письмами от 01 сентября и описью (л.д. 33 - 35, сшив документов, представленный таможенным органом).

Непредставление банковских платежных документов по оплате счетов-фактур предыдущих партий товаров не означает документальную неподтвержденность таможенной стоимости в силу названных выше обстоятельств.

Ведомость банковского контроля, которую таможенный орган считает необходимой для сопоставления, за какую партию товара производится расчет, является внутренним документом банковского валютного контроля; таможенный орган должен был требовать указанный документ не у декларанта, а у банка, который и осуществляет контроль платежей по контракту.

Соответственно, при запросе ведомости
банковского контроля устраняется невозможность идентифицировать оплату за товар, в связи с тем, что сумма в платежном поручении 1 550 000 доллара США превышает стоимость партии товара 891 529,3 доллара США, которую ставит в вину обществу таможенный орган, тем более, что иные документы - справка о валютных операциях, валютная выписка, свифт-сообщение подтверждают оплату отгруженной по указанной выше ГТД партии товара и к указанным документам таможенный орган претензий не предъявил. Учитывая долгосрочный характер договорных отношений между фирмами и систематические поставки товара по договору на поставку лома, перечисление суммы в большем размере не свидетельствует о недостоверности данных о стоимости товара, заявленных обществом, а лишь об уплате сумм по нескольким поставкам.

Таможня указывает на несоответствие цены, указанной в счет-фактуре (9890 руб. за тонну без налога на добавленную стоимость, 11 670,2 за тонну с НДС) цене, указанной в договоре на внутреннюю закупку (9068 руб. за тонну). Между тем, дополнительное соглашение от 26 июля 2008 года между сторонами изменяет указанную ранее цену; при этом следует отметить, что цена изменяется в сторону повышения, в связи с чем опасения таможенного органа относительно занижения таможенной стоимости по этому основанию необоснованны.

В качестве довода апелляционной жалобы таможня указывает, что декларантом не представлены дополнительно запрошенные бухгалтерские документы по учету сопутствующих затрат при экспорте товара (такие, как аренда, зарплата) и подвергает критике представленную обществом калькуляцию затрат, поскольку в ней отсутствует необходимая для проверки закупочной стоимости в рублях информация (период отгрузки, дата и курс доллара США), обращает внимание на составление калькуляции ранее, чем произведена закупка; непредставление документов в обоснование статьи “прочие расходы“ и величины прибыли.

Между тем, указанные претензии к документам финансово-экономического планирования деятельности предприятия не основаны на законе, который, как указано выше, требует представления декларантом документов о цене сделки и дополнительных к ней начислениях, и не более того.

Цена сделки формируется участником ВЭД исходя из экономических показателей рентабельности в данный конкретный период исходя из меняющихся условий на рынке; проверка структуры таможенной стоимости не есть проверка цены сделки; последнее не входит в компетенцию таможенного органа.

Поэтому в случае их представления, документы бухгалтерского учета и планирования в случае их представления декларантом могут служить лишь материалом для анализа; аналитические данные таможня обязана затем реализовать в конкретные документальные доказательства недостоверности цены, т.е. доказать, что вывозная цена искусственно занижается в целях уменьшения таможенных платежей.

В отношении калькуляции следует отметить, что калькуляция является документом, не имеющим строго определенной формы и составление расчетов по ней осуществляется на основе экономических показателей за предыдущий отчетный период, она может являться документам планирования затрат, в связи с чем ее составление по долгосрочному договору до закупки партии товара на внутреннем рынке объяснимо и целесообразно.

Судом первой инстанции в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, и по ним сделаны правильные выводы, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 апреля 2009 года по делу N А53-2893/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ростовской таможни - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.ИВАНОВА

Судьи

Н.Н.СМОТРОВА

Т.И.ТКАЧЕНКО