Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 15АП-3125/2009 по делу N А32-3482/2009 По делу о привлечении общества к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ за представление экспедитором в таможенный орган транзитной декларации с недостоверными сведениями.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2009 г. N 15АП-3125/2009

Дело N А32-3482/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.

при участии:

от таможни: представитель не явился (уведомление от 17.04.09 г. N 65522);

от общества: Георгиева В.В. (доверенность от 30.03.09 г., сроком до 31.01.10 г.);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 марта 2009 г. по делу N А32-3482/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Юг-Контейнер“

к заинтересованному лицу Новороссийской таможне

о признании незаконным и
отмене постановления N 10317000-913/2008 от 23.01.09 г.

принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Юг-Контейнер“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления N 10317000-913/2008 от 23.01.09 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением суда от 12.03.09 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представление экспедитором в таможенный пост транзитной декларации с недостоверными сведениями не может являться основанием для привлечения экспедитора к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно: перед подачей транзитной декларации N 10317110/271108/008606 общество не предприняло никаких мер, направленных на проверку достоверности сведений о товарах. Являясь ответственным за достоверность заявляемых в транзитной декларации сведений о товарах, и в частности - об их весе брутто, общество не реализовало свои права, в том числе не проводило взвешивание контейнера и не обращалось в таможенный орган по вопросу проведения предварительного осмотра товаров, что свидетельствует о недостаточности предпринятых мер, направленных на соблюдение таможенного законодательства.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит
решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Таможня своего представителя в судебное заседание не направила, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель общества не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя таможни.

Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя таможни.

Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на его законность и обоснованность.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Инспекцией ФНС по г. Новороссийску Краснодарского края 22.01.08 г., за основным государственным регистрационным номером 1082315000426, свидетельство серии 23 N 006753015, ИНН: 2315140781.

Одним из основных видов деятельности общества является транспортно-экспедиторская деятельность.

11.11.08 г. в порт Новороссийск в ЗТК “НУТЭП“ прибыл т/х “XIANG QIAN“ на борту которого, находился контейнер N DFSU6179284 с товаром согласно документам - мебель в количестве 381 грузовое место, общим весом 12077 кг

25.01.08 г. ООО “Ювикс - М“ был заключен договор N 007-ЦЗ-ТК/08-И с ООО “Транс Контейнер“ которые в свою очередь 04.02.08 г. заключили договор с обществом, на транспортное экспедиционное обслуживание товаров в порту Новороссийск, в соответствии с которым общество взяло на себя обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов, поступивших в адрес ООО “Ювикс -
М“.

27.11.08 г. во исполнение вышеуказанного договора транспортной экспедиции декларантом ООО “Ювикс - М“ Логиновой Р.С. на основании требований ст. 81 ТК РФ в таможню подана транзитная декларация N 10317110/271108/008606 на помещение товара “мебель в количестве 381 грузового места, общим весом 12077 кг“, находящегося в контейнере N DFSU6179284, под процедуру внутреннего таможенного транзита в т/п Карасунский, г. Краснодар, ул. Демуса 20/1. Перевозчиком указанного товара по транзитной декларации заявлен таможенный перевозчик ООО “Автотранс - Сервис“.

01.12.08 г. был проведен таможенный досмотр по поручению на досмотр N 10317110/281108/002105, в результате которого установлено, что в контейнере DFSU6179284 находится товар - мебель, в количестве 381 грузовое место, общим весом брутто 12717 кг, что превышает заявленный обществом вес товара на 640 кг.

Таким образом, по мнению таможни обществом вышеуказанными действиями было совершено нарушение требований ст. 81 ТК РФ, выразившиеся в представлении недостоверных сведений о весе товара, что является административным нарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ по признакам - сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товаров для получения разрешения на внутренний таможенный транзит.

11.12.08 г. таможней в адрес общества направлена телеграмма N Т-2770 о необходимости явки руководителя общества 15.12.08 г. в 14 00 час. по адресу: г. Новороссийск, Сухумийское шоссе, 17 А, для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 7 приложения), указанная телеграмма была вручена бухгалтеру Григорьевой 11.12.08 г., что подтверждается телеграфным уведомлением о вручении (л.д. 8 приложения).

15.12.08 г. таможней в отсутствии надлежащим образом уведомленного руководителя общества был составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-913/2008 в отношении общества по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ по факту
заявления таможне недостоверных сведений о количестве грузовых мест и весе товара, при получении разрешения на внутренний таможенный транзит.

30.12.08 г. таможней вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с которым рассмотрение дела об административном правонарушении N 10317000-913/2008 в отношении общества по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ было продлено до 23.01.09 г. в 11 00 час., по адресу: г. Новороссийск, ул. Магистральная, 2.

19.01.09 г. таможней в адрес общества направлена телеграмма N Т-0097 о необходимости явки руководителя общества 23.01.09 г. в 10 00 час. по адресу: г. Новороссийск, ул. Магистральная, 2 для рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 87 приложения), указанная телеграмма была вручена бухгалтеру Ивановой 19.01.09 г., что подтверждается телеграфным уведомлением о вручении (л.д. 88 приложения).

23.01.09 г. таможней в отсутствии надлежащим образом уведомленного руководителя общества было вынесено постановление N 10317000-913/2008, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей, изъятый товар выдан владельцу в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима.

Согласно ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений
о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Внутренний таможенный транзит согласно ст. 80 ТК РФ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; иным лицам.

Согласно примечания 2 ч. 7 ст. 80 ТК РФ под экспедитором понимается лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В соответствии со ст. 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации для получения разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления принимает от перевозчика (экспедитора) любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения:

1)
о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;

2) о стране отправления (стране назначения) товаров;

3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;

4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;

5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической Ф.И.О. не менее чем первых четырех знаков;

6) об общем количестве грузовых мест;

7) о пункте назначения товаров;

8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;

9) о планируемом сроке перевозки товаров;

10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.

Судом первой инстанции верно установлено, что ООО “Ювикс - М“ Логиновой Р.С, на основании требований ст. 81 ТК РФ в таможню подана транзитная декларация N 10317110/271108/008606 на помещение товара “мебель в количестве 381 грузового места, общим весом 12077 кг“, находящегося в контейнере N DFSU6179284, под процедуру внутреннего таможенного транзита в т/п Карасунский, г. Краснодар, ул. Демуса 20/1.

01.12.08 г. был проведен таможенный досмотр по поручению на досмотр N 10317110/281108/002105, в результате которого установлено, что в контейнере DFSU6179284 находится товар - мебель, в количестве 381 грузовое место, общим весом брутто 12717 кг, что превышает заявленный обществом вес товара на 640 кг.

Как правильно установлено судом первой инстанции 25.01.08 г. ООО “Ювикс - М“ был заключен договор N 007-ЦЗ-ТК/08-И с ООО “ТРАНС КОНТЕЙНЕР“
которые в свою очередь 04.02.08 г. заключили договор с обществом, на транспортное экспедиционное обслуживание товаров в порту Новороссийск, в соответствии с которым общество взяло на себя обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов, поступивших в адрес ООО “Ювикс - М“.

Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 804 ГК РФ клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности“ экспедитор вправе, но не обязан проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а так же информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором
своих обязанностей, если это предусмотрено договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.

Согласно п. 1 ст. 142 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик после приема груза для перевозки по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. В коносамент должны быть включены (ст. 144 Кодекса) наименование груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, число мест или предметов, масса груза или обозначенное иным образом его количество. Причем все эти данные указываются так, как они представлены отправителем.

В соответствии со ст. 145 Кодекса торгового мореплавания РФ, если в коносаменте содержатся данные, касающиеся наименования, основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания подозревать, что они неточно соответствуют фактически принятому.

Из материалов дела усматривается, что при прибытии судна на территорию Российской Федерации компания через экспедитора представила таможенному органу полный пакет документов, предусмотренных ст. 74 ТК РФ, то есть выполнила требования, предъявляемые к перевозчику ст. 72 данного Кодекса.

Сведения о количестве грузовых мест и весе товара в данных документах полностью соответствовали сведениям, заявленным о грузе грузоотправителем. Недостоверность заявленных компанией таможенному органу сведений о количестве грузовых мест и весе товара при прибытии его на таможенную территорию Российской Федерации установлена таможней не в результате сравнения данных, указанных в документах грузоотправителя и перевозчика, представленных для таможенного оформления, а в ходе таможенного досмотра контейнера на складе временного хранения.

Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение таможенному
органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при перемещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Объективная сторона таможенного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, включает представление правонарушителем в таможенный орган документов, необходимых для таможенных целей и содержащих недостоверные сведения, а субъективная сторона - обманное использование таких документов. То есть лицо, нарушающее таможенные правила, должно осознавать, что использует документы, содержащие недостоверные сведения.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при таможенном оформлении груза и количество грузовых мест общество представило товаросопроводительные документы грузоотправителя (упаковочный лист, инвойс, коносамент), содержащие одинаковые сведения о количестве грузовых мест и грузе. Следовательно, общество не обязано было требовать дополнительную информацию у ООО “Ювикс - М“, необходимую для таможенного оформления груза.

Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, товар принят обществом к перевозке в опломбированном контейнере, целостность наложенных средств идентификации не нарушена. Общество указало сведения о товаре в соответствии с инвойсом, коносаментом, грузовым манифестом и упаковочным листом. Иными сведениями о товаре, помимо содержащихся в товаросопроводительной документации, общество не располагало.

Нормами гл. 10 ТК РФ экспедитор не наделен правом самостоятельно, совершать какие-либо операции с товаром, включая его взвешивание. Обязанность запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, возникает у экспедитора только в случае представления неполной информации о товаре. В данном же случае общество располагало полным комплектом товаросопроводительных документов, в которых указано количество грузовых мест вес товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного представление экспедитором в таможенный пост транзитной декларации с недостоверными сведениями не может являться основанием для привлечения экспедитора к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное таможня не доказала судам первой и апелляционной инстанций, что оспариваемое постановление принято таможенным органом законно и обоснованно.

Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на материалах дела вывод о том, что, оспариваемое обществом постановление по делу об административном правонарушении от 23.01.09 г. N 10317000-913/2008 является незаконным и подлежит отмене.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС СКО от 24.12.07 г. N Ф08-8373/07-3141А, ФАС СКО от 28.04.08 г. N Ф08-2217/2008-797А.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

Судьи

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Н.Н.ИВАНОВА