Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 N 16АП-2619/09(1) по делу N А15-1390/09 Заявление о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления о снятии с баланса заявителя здания удовлетворено, так как спорное имущество зарегистрировано в качестве федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за заявителем, в связи с чем вынесение оспариваемого распоряжения является незаконным, право федеральной собственности и его регистрация на спорное имущество никем не оспорены и не отменены.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 г. N 16АП-2619/09(1)

Дело N А15-1390/09

(резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2009, полный текст изготовлен 16.11.2009).

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей: Белова З.М., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиным А.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.09.2009 по делу N А15-1390/09 по заявлению Межрайонной ИФНС России N 4 по РД к администрации МО Дахадаевский район, УФРС по РД о признании недействительным распоряжения администрации от 02.02.2009 N 9-р и свидетельства о регистрации права от 06.04.2009 серии 05-АА N 178896 (судья Лачинов Ф.С.),

при
участии в заседании:

от Администрации МО Дахадаевский район: не явился, извещена и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (письмо по факсу от 13.11.2009),

от Инспекции: не явились, извещена от 28.10.2009, просит рассмотреть в отсутствие представителя (письмо по факсу от 16.11.2009),

от УФРС по РД: не явились, извещено 26.10.2009, просит рассмотреть в отсутствие представителя,

от Теруправления: не явились, извещено 26.10.2009,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Дагестан (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации МО “Дахадаевский район“ (далее - администрация), Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан (далее - УФРС по РД) с участием третьего лица - Территориальное управление Росимущества по Республике Дагестан (далее - Теруправление) о признании недействительными распоряжения администрации от 02.02.2009 N 9-р и свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2009 серии 05-АА N 178896. Заявление мотивировано тем, что администрация незаконно распорядилась имуществом, являющимся федеральной собственностью, о чем свидетельствует регистрация права.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.09.2009 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о том, что Инспекция не доказала право федеральной собственности на спорное имущество.

Не согласившись с данным решением суда, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. В жалобе инспекция указала, что занимает спорное помещение (бывшее здание Уркарахской восьмилетней школы) с 1992 г. До 1992 г. Инспекция располагалась в бывшем здании Дахадаевского райкома КПСС. По распоряжению исполкома Дахадаевского районного совета народных депутатов от 09.01.1992 N 1-р инспекции передано на баланс указанное здание с остаточной стоимостью 76444 руб., о чем имеется акт приема-передачи. В последующем Инспекции выдано свидетельство о праве на земельный участок от
02.03.1999 N 05-27-01-0044, занимаемый данным зданием. На основании заявления Инспекции от 23.11.1999 Министерством государственного имущества РД от 15.06.2000 выдано свидетельство о внесении спорного имущества в реестр федерального имущества, закрепленного за Инспекцией на праве оперативного пользования. В последующем выдано свидетельство от 05.06.2003 о государственной регистрации права оперативного управления МР ИФНС России N 4 по РД. 28.05.2007 УФРС по РД выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 0,17 га, находящийся под зданием бывшей школы, переданным Инспекции. Однако, несмотря на данные обстоятельства, на основании выписки из реестра муниципальной собственности УФРС зарегистрировало за муниципальным образованием “Дахадаевский район“ право муниципальной собственности.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. МО “Дахадаевский район“ в письме от 13.11.2009 ходатайствует о рассмотрении дела, назначенного на 12 час. 16.11.2009. в отсутствии представителя администрации. МР ИФНС России N 4 по РД в письме от 16.11.2009 ходатайствует о рассмотрении дела без участия ее представителя. УФРС по РД также заявило ходатайство от 02.11.2009 о рассмотрении дела без участия его представителя.

Рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции и материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены судебного акта и удовлетворения заявления Инспекции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с ФЗ N 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ администрацией муниципального образования “Дахадаевского района“ распоряжением N 9-р от 2.02.2009 снято с баланса Государственной налоговой инспекции по Дахадаевскому району бывшее здание Уркарахской восьмилетней школы Дахадаевского района, признано утратившим силу распоряжение N 1-р от 09.01.1992 о передаче на баланс Инспекции спорного здания. На
основании выписки из реестра муниципальной собственности Администрации МО “Дахадаевский район“ N 11-13 от 24.03.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по РД выдано свидетельство о государственной регистрации права за N 05-АА 178896 от 6.04.2000 по которому здание Уркарахской восьмилетней школы передано в собственность муниципального образования администрации МО “Дахадаевский район“.

Считая, что вышеуказанное распоряжение Администрации МО “Дахадаевский район“ и свидетельство о государственной регистрации права выданного Управлением ФРС по РД, противоречат законодательным актам РФ, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Отказывая в удовлетворении заявления Инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств принадлежности спорного имущества к федеральной собственности.

Между тем, при принятии решения судом не учтено, что инспекция занимает спорное помещение (бывшее здание Уркарахской восьмилетней школы) с 1992 г. До 1992 г. Инспекция располагалась в бывшем здании Дахадаевского райкома КПСС. По распоряжению исполкома Дахадаевского районного совета народных депутатов от 09.01.1992 N 1-р инспекции передано на баланс указанное здание с остаточной стоимостью 76444 руб., о чем имеется акт приема-передачи. В последующем Инспекции выдано свидетельство о праве на земельный участок от 02.03.1999 N 05-27-01-0044, занимаемый данным зданием. На основании заявления Инспекции от 23.11.1999 Министерством государственного имущества РД от 15.06.2000 выдано свидетельство о внесении спорного имущества в реестр федерального имущества, закрепленного за Инспекцией на праве оперативного пользования. В последующем выдано свидетельство от 05.06.2003 о государственной регистрации права оперативного управления МР ИФНС России N 4 по РД. 28.05.2007 УФРС по РД выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 0,17 га, находящийся под зданием бывшей школы, переданным Инспекции. Однако,
несмотря на данные обстоятельства, на основании выписки из реестра муниципальной собственности УФРС зарегистрировало за муниципальным образованием “Дахадаевский район“ право муниципальной собственности. Между тем, данная регистрация является незаконной, поскольку распоряжение имуществом, находящимся в федеральной собственности, осуществляется соответствующим Федеральным органом. Спорное имущество зарегистрировано в качестве федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за Инспекцией, в связи с чем вынесение распоряжения администрацией в отношении данного имущества является незаконной и выходящей за пределы ее полномочий. Право федеральной собственности и его регистрация на спорное имущество никем не оспорены и не отменены, в связи с чем распоряжение данным имуществом со стороны администрации является неправомерным.

С учетом изложенного распоряжение N 9-р от 02.02.2009 является недействительным. Вместе с тем, апелляционный суд учитывает, что свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности является правоподтверждающим документом и не может быть оспорено в судебном порядке, в связи с чем производство по делу в этой части в силу п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежало прекращению.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ содержится разъяснение о том, что по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления) подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим неуплаченная заявителем
государственная пошлина взыскивается в доходы бюджета России непосредственно с органа местного самоуправления как стороны по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.09.2009 по делу N А15-1390/09 отменить, заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Дагестан удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение администрации муниципального образования “Дахадаевский район“ от 02.02.2009 N 9-р.

В части признания недействительным свидетельства от 06.04.2009 о государственной регистрации муниципальной собственности производство по делу прекратить.

Взыскать с администрации муниципального образования “Дахадаевский район“ в доход бюджета России 2 000 рублей государственной пошлины по первой инстанции и 1 000 рублей по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судьи

Д.А.БЕЛОВ

З.М.СУЛЕЙМАНОВ