Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 N 15АП-2298/2009 по делу N А32-8292/2008 По делу о признании незаконным отказа в государственной регистрации соглашения о выкупе доли квартиры и обязании уполномоченного органа зарегистрировать указанное соглашение.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2009 г. N 15АП-2298/2009

Дело N А32-8292/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ломидзе О.Г.

судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нарышкиной Н.В.

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 февраля 2009 г. по делу N А32-8292/2008 (судья Коняхина Е.И.)

по заявлению Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар

к заинтересованному
лицу Управлению федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц Администрации муниципального образования г. Краснодар, Меньшикова В.А.

об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности

установил:

Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - УФРС по Краснодарскому краю) о признании незаконным отказа в государственной регистрации соглашения о выкупе 1/2 доли квартиры N 1, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, 109 от 18.09.2007 г. N 56 и обязании УФРС зарегистрировать указанное соглашение.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Краснодар и Меньшиков Виталий Александрович.

Решением суда от 12.02.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что доводы заинтересованного лица о несоответствии представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства несостоятельны.

Не согласившись с данным судебным актом, УФРС по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением главы муниципального образовании город Краснодар от 06.02.2007 г. N 97 утверждены материалы предварительного согласования места размещения дороги общего пользования по ул. Кузнечной, от улицы Красноармейской до улицы Красной в Центральном внутригородском округе города Краснодара.

Пунктом 5 Постановления решено изъять для муниципальных нужд
земельный участок и объекты недвижимости, расположенные по ул. Кузнечной, от улицы Красноармейской до улицы Красной в Центральном внутригородском округе города Краснодара.

Во исполнение указанного Постановления, на основании статьи 32 Жилищного кодекса РФ, 18.09.2007 между Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации г. Краснодара и Меньшиковым В.А. заключено соглашение N 53, согласно которому Меньшиков В.А. передал в собственность Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации г. Краснодара 1/2 доли квартиры N 1, расположенной по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 109. Департамент, в свою очередь, передал в собственность Меньшикова В.А. квартиру N 170, расположенную по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Репина, 20. После заключения названного соглашения департамент обратился в регистрационную службу для его регистрации.

Сообщением от 04.04.2008 N 15-2105/2227/9112 Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю отказало в государственной регистрации указанного соглашения в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Отказ регистрационной службы мотивирован тем, что департаментом не представлены на регистрацию документы, подтверждающие проведение конкурса на отчуждение муниципального имущества, как того требует ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. В соответствии с п. 9.5 Решения городской Думы г. Краснодара от 15.12.2005 г. N 4 “Об утверждении положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации г. Краснодара“ распоряжение объектами недвижимого имущества осуществляется на основании постановления главы г. Краснодара, после принятия которого департамент вправе заключить договор. На государственную регистрацию подобного постановления также не представлено.

Отказ в регистрации по приведенным основаниям обоснованно признан судом
первой инстанции незаконным.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации прав на недвижимое имущество устанавливается, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статье 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент их издания; иные акты передачи прав в соответствии с действовавшим законодательством.

В силу пункта 1 статьи 20 Закона основанием для отказа в государственной регистрации, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

Согласно частям 1 - 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решение принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

Пункт 8 статьи 32 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления собственнику другого жилого помещения взамен изымаемого. Такое помещение предоставляется по соглашению собственника и органа, принявшего решение об изъятии, за счет последнего.

Материалами дела подтверждается наличие всех необходимых условий для заключения предусмотренного
п. 8 ст. 32 ЖК РФ соглашения:

- подтверждается принятие решения об изъятии для муниципальных нужд земельный участок и объекты недвижимости, расположенных на нем объектов недвижимости для строительства дороги общего пользования (Постановление главы г. Краснодара от 05.02.2007 г. N 97);

- данным решением (пункт 6.6 указанного Постановления) департаменту муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара поручено совершить действия, направленные на заключение с собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке соглашений о выкупе, в том числе на условиях предоставления других жилых помещений взамен расположенных на изымаемом земельном участке;

- представленное на регистрацию соглашение N 53 с собственником 1/2 доли квартиры, расположенного в доме на изымаемом земельном участке заключено департаментом во исполнение указанного Постановления.

Таким образом, в отношении гражданина Меньшикова В.А. департаментом совершены действия по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для муниципальных нужд в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

При рассмотрении спора суд первой инстанции оценил отказы в государственной регистрации с точки зрения их соответствия закону, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, и пришел к обоснованному выводу о неправомерности действий УФРС по Краснодарскому краю.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Положения Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ к отношениям сторон вышеуказанного соглашения неприменимы в виду следующего. На момент заключения соглашения муниципальное образование уже являлось собственником квартиры, предоставляемой Меньшикову В.А. взамен изъятого жилого помещения, стороны соглашения констатировали равноценность взаимных предоставлений и доказательств обратного судебным инстанциям не представлено, муниципальное образование исполняло предусмотренную законом обязанность в ситуации изъятия частного имущества для муниципальных нужд.

Апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы о незаключенности вышеуказанного соглашения по мотиву отсутствия согласования цены взаимных предоставлений. Согласно ст. 568 Гражданского кодекса Российской Федерации взаимные предоставления сторон по договору мены предполагаются равноценными, если из договора мены не вытекает иное. Поскольку в вышеуказанном соглашении стороны соглашения констатировали равноценность взаимных предоставлений предписания ст. 485 ГК РФ неприменимы.

Также отклоняется довод заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции правил о подведомственности спора. Такой довод мог быть приведен только Меньшиковым В.А., в случае предъявления требований к нему, между тем требования предъявлены к УФРС, Меньшиков В.А. согласен с судебным актом; законодательство не возлагает на регистрационные органы заботу о процессуальных правах субъектов гражданского оборота.

Вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанное соглашение не является договором мены, является ошибочным, однако данная констатация суда первой инстанции не привела к принятию неправильного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 февраля 2009 г. по делу N А32-8292/2008 оставить без изменения, апелляционную
жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

О.Г.ЛОМИДЗЕ

Судьи

М.В.ИЛЬИНА

О.Х.ТИМЧЕНКО