Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 N 17АП-11731/2009-АК по делу N А71-12753/2009 Внесенными в закон изменениями обязанность по представлению информации об аффилированных лицах общества устранена, а значит, постановление о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2009 г. N 17АП-11731/2009-АК

Дело N А71-12753/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Осиповой С.П., Васевой Е.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Кузьминой П.С.

при участии:

от заявителя ОАО “Завьяловские коммунальные системы“: не явились, извещены надлежащим образом

от заинтересованного лица Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: не явились, извещены надлежащим образом

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого
арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (заинтересованного лица)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 08 октября 2009 года

по делу N А71-12753/2009,

принятое судьей Симоновым В.Н.

по заявлению ОАО “Завьяловские коммунальные системы“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

ОАО “Завьяловские коммунальные системы“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.07.2009 г. N 11-09-362/пн о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 700 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 октября 2009 г. заявленные требования общества удовлетворены.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обстоятельства, указанные судом первой инстанции в качестве подтверждения о малозначительности совершенного административного правонарушения, фактически таковыми не являются и могут быть учтены только при определении формы вины и назначении административного наказания в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ; указывает, что положения ст. 1.7 КоАП РФ по данному делу не применимы.

ОАО “Завьяловские коммунальные системы“ (заявитель по делу) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представило.

Лица, участвующие в
деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе 13.07.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении N 11-09-535/пр-ап, совершенном ОАО “Завьяловские коммунальные системы“ (л.д. 50-52).

Основанием для возбуждения административного дела послужил факт непредставления списка аффилированных лиц, составленных по состоянию на дату окончания 1 квартала 2009 г. в установленный срок (не позднее 15 мая 2009 года) требованиям Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг и.о. руководителя регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление от 27.07.2009 г. N 11-09-362/пн (л.д. 8-9) о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, однако счел возможным применить положения ст. 1.7 КоАП РФ и 2.9 КоАП РФ.

Выводы суда являются правильными, между тем судом апелляционной инстанции, отмечается следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.
N 317 “Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам“ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

В статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 4 ст. 93 Федерального закона “Об акционерных обществах“ на акционерные общества возложены обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и представлению отчетности о таких лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение),
акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Из п. 8.5.3 Положения следует, что ежеквартальный отчет в целях раскрытия информации об аффилированных лицах представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Ответственность за невыполнение вышеуказанных требований установлена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, согласно которой нераскрытые или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из материалов дела следует, что обществом в нарушение требований законодательства не представлен в установленный срок в регистрирующий орган список его аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2009 г., при сроке представления до 15.05.2009 г.

Факт нарушения обществом установленного законом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.07.2009 г. и списком эмитентов, не представивших списки аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2009 г. и другими материалами дела и самим обществом не оспаривается.

Согласно ч. 2 ст. 2.1
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ является правильным.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривает выводы суда первой инстанции в части применения положений ст. 1.7 КоАП РФ. Указывает, что изменения в Положение о раскрытии информации, отменяющие обязанность предоставления списка аффилированных лиц в регистрирующий орган вступили в силу с 01.07.2009 г., административное правонарушение совершено 16.05.2009 г., следовательно, на момент совершения правонарушения, Положение действовало в прежней редакции, следовательно положения ст. 1.7 КоАП РФ не применимы.

Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению на основании следующего.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что Приказом ФСФР от 23.04.2009 г. N 09-14/пз-н в Положение о порядке раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 8.5.3 изложен в следующей редакции “акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц,
- не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список“.

Между тем административным органом не учтено, что на дату составления протокола - 13.07.2009 г. и дату вынесения оспариваемого постановления - 27.07.2009 г. вступили с 01.07.2009 г. в законную силу изменения, внесенные Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н в пункт 8.5.3 Положения, в соответствии с которыми отменяется обязанность о представлении в регистрирующий орган на бумажном носители информации об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, но не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Следовательно, установлена норма улучшающая положение лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку, устранена обязанность, за которую предусмотрена административная ответственность ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за правонарушение, которое вменено заявителю.

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 2 имеет дату 27.01.2003, а не 27.03.2003.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ следует, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношение которого
постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Учитывая, что до настоящего момента вынесенное в отношении общества постановление о назначении наказания не исполнено, а обязанность о представлении информации об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, но не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала устранена, часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ по данному делу подлежит применению, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого обществом постановления.

При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда 08 октября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2009 года по делу N А71-12753/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Е.Е.ВАСЕВА