Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 N 17АП-8311/2009-ГК по делу N А71-2296/2009 В удовлетворении требований о взыскании долга по муниципальному контракту отказано, поскольку должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2009 г. N 17АП-8311/2009-ГК

Дело N А71-2296/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Няшина В.А.

судей Крымджановой М.С., Мармазовой С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой И.Н.,

при участии в судебном заседании:

от истца производственного кооператива Строительная фирма “Агровод“: не явились, извещены,

от ответчиков: 1. Муниципального учреждения “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“: Ясавеева Г.Т. (доверенность от 09.11.2009 г.), участвовала в судебном заседании до объявления перерыва,

2. Муниципального образования “город Ижевск“: не явились, извещены,

3. Управления финансов Администрации г. Ижевска: не явились, извещены,

лица, участвующие в деле,
о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

рассмотрев исковое заявление производственного кооператива Строительная фирма “Агровод“

к Муниципальному учреждению “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“, Муниципальному образованию “город Ижевск“, Управление финансов Администрации г. Ижевска

о взыскании долга, процентов по муниципальному контракту,

установил:

производственный кооператив Строительная фирма “Агровод“ (далее - ПК СФ “Агровод“, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению “Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска“ (далее - ответчик) о взыскании 2 906 590 руб. 12 коп. долга и 59 052 руб. 72 коп. процентов по муниципальному контракту на выполнение работ по реконструкции ливневой канализации в городе Ижевске по ул. Рупасова, ул. Молодежной, ул. Труда в 2008 году от 27.10.2008 года N 142.

Определением суда от 04.05.2009 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование “Город Ижевск“.

Определением суда от 08.07.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление финансов Администрации города Ижевска. Истец заявил ходатайство об уменьшении суммы исковых требований до 139 180 руб. 19 коп. - процентов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

Решением суда от 20 июля 2009 года в иске к Муниципальному учреждению “Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска“ отказано. С Муниципального образования “Город Ижевск“, в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, за счет казны муниципального образования взыскано в пользу истца 53 440 рублей 39
копеек процентов. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Решение суда от 20.07.2009 года обжаловало в порядке апелляционного производства.

Семнадцатым арбитражным апелляционным судом вынесено определение от 23.09.2009 г. об отложении судебного разбирательства и переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

19.10.2009 года Семнадцатым арбитражным апелляционным судом вынесено определение об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью привлечения Управления финансов Администрации города Ижевска к участию в судебном разбирательстве в качестве ответчика.

16.11.2009 года в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлен перерыв в судебном разбирательстве по делу N А71-2296/2009 до 19 ноября 2009 года.

18.11.2009 года в суд апелляционной инстанции от Муниципального учреждения “Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска“ поступила копия Постановления Администрации города Ижевска от 25.05.2009 года N 432 “О смене наименования муниципального учреждения “Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска“.

19.11.2009 года в судебном заседании суда апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции, рассмотрев Постановление Администрации города Ижевска от 25.05.2009 года N 432 “О смене наименования муниципального учреждения “Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска“ в соответствии с которым Муниципальное учреждение “Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска“ переименовано в Муниципальное учреждение “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“ определил: в связи с переименованием Муниципального учреждения “Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска“ считать ответчиком по делу Муниципальное учреждение “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“ о чем вынесено протокольное определение.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое выразилось в возложении судом на третье лицо - Управление финансов Администрации г. Ижевска - соответствующей обязанности, в отсутствии
для этого оснований, поскольку такая обязанность может быть возложена лишь на лицо, являющееся ответчиком по делу (п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ), решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2009 года подлежит отмене.

Рассмотрев данное дело, по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в иске к Муниципальному учреждению “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“ необходимо отказать. С Муниципального образования “Город Ижевск“, в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, за счет казны муниципального образования, в пользу производственного кооператива строительная фирма “Агровод“, подлежат взысканию проценты в размере 53 440 рублей 39 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований необходимо отказать.

Суд исходит из того, что в силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, 27.10.2008 года между Муниципальным учреждением “Управление благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска“ (заказчик) и производственным кооперативом строительная фирма “Агровод“ (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции ливневой канализации в городе Ижевска по ул. Рупасова, л. Молодежной, ул. Труда в 2008 году N 142.

В соответствии с пунктом 2.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик выполняет работы по реконструкции ливневой канализации в городе Ижевске по ул. Рупасова, ул. Молодежной, ул. Труда в 2008 году.

Согласно пункту 2.5 контракта срок выполнения работ по контракту устанавливается в течение 45 дней с момента подписания контракта.

На основании пункта
5.1 контракта стоимость выполняемых работ по контракту составляет 4 471 854 руб. 25 коп.

В силу пункта 5.2 контракта заказчик производит оплату выполненных работ путем списания денежных средств со счета бюджета города Ижевска на расчетный счет подрядчика в размере, подтвержденного бюджетного обязательства. Окончательный расчет производится после подписания акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и предъявления счета-фактуры по мере финансирования и в пределах выделенных бюджетных ассигнований (пункт 5.4 договора). 30.12.2008 года стороны подписали дополнительное соглашение, по условиям которого окончательная сумма контракта составляет 4 248 146 руб. 32 коп. В качестве предварительной оплаты по контракту МУ “УБТ“ перечислило ПК СФ “Агровод“ 1 341 556 руб. 20 коп. по платежному поручению от 20.1.2008 года N 794.

Истец свои обязательства по контракту выполнил, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 28.11.2008 года N 1, 19.12.2008 года N 1, справками о стоимости выполненных работ и затрат от 28.11.2008 года N 1, 2.12,2008 года N 1, подписанным представителями обеих сторон и содержащим печати обеих организаций, в связи с чем подрядчик предъявил заказчику счета-фактуры от 28.11.2008 года N 00000599 на сумму 2 890 571 руб. 66 коп., от 22.12.2008 года N 00000657 на сумму 1 357 574 руб. 66 коп., которые последним оплачены несвоевременно.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о взыскании процентов. Сумма задолженности в настоящее время ответчиком погашена в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями, в связи с чем истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до суммы процентов.

Муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции ливневой канализации
в городе Ижевске по ул. Рупасова, ул. Молодежной, ул. Труда в 2008 году от 27.10.2008 года N 142 заключен по результатам аукциона на право заключения контракта; источником оплаты выполняемых по контракту работ являются средства бюджета города Ижевска.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отказа в иске к Муниципальному учреждению “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“. При этом следует учитывать то, что при заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование - МО “Город Ижевск“, в лице уполномоченного финансового органа (Управления финансов Администрации города Ижевска), который уполномочен решать вопросы, связанные с финансированием работ по указанному контракту, осуществляя расходование выделенных для оплаты названных работ бюджетных средств.

Изучив представленные участниками судебного разбирательства доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 395 ГК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований производственного кооператива Строительная фирма “Агровод“ к Муниципальному образованию “Город Ижевск“ в размере 53 440 рублей 39 копеек.

Разделом 5 контракта предусмотрено, что источником финансирования работ являются бюджетные средства, расчет производится после подписания акта о приемке выполненных работ и предъявления счета-фактуры по мере финансирования и в пределах выделенных бюджетных ассигнований путем списания денежных средств со счета бюджета города Ижевска.

Пунктом 3 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 года N 13/14 исходя из пункта 1 статьи 395 Кодекса в случаях, когда сумма долга уплачена
должником с просрочкой, судом при взыскании процентов применяется учетная ставка банковского процента на день фактического исполнения денежного обязательства (уплаты долга), если договором не установлен иной порядок определения процентной ставки.

Исходя из указанных разъяснений, суд считает необходимым произвести перерасчет процентов с учетом действующих в период просрочки процентных ставок. Моментом, с которого следует считать начало течения периода просрочки, когда МО “Город Ижевск“ в лице его уполномоченного органа узнало о предъявлении требования об оплате работ, то есть с момента предъявления платежных поручений в Управление финансов.

Платежные поручения предъявлены к оплате в Управление финансов 23.03.2009 года, в связи с чем, расчет процентов следует производить со следующего дня (24.03.2009 года) по день погашения суммы долга с учетом произведенных оплат.

24.03.2009 года - 09.10.2009 года: 2 463 212 руб. x 17 дн. / 360 x 13% = 15 121 руб. 38 коп.

10.04.2009 года - 21.04.2009 года: 2 160 182 руб. 60 коп. x 12 дн. / 360 x 13% = 9 360 руб. 79 коп.

22.04.2009 года - 14.05.2009 года: 1 990 691 руб. 10 коп. x 23 дн. / 360 x 12,5% = 15 897 руб. 88 коп.

15.05.2009 года - 19.05.2009 года: 1 821 199 руб. 50 коп. x 5 дн. / 360 x 12% = 3 035 руб. 33 коп.

20.05.2009 года - 02.06.2009 года: 1 736 453 руб. 80 коп. x 14 дн. / 360 x 12% = 8 103 руб. 45 коп.

03.06.2009 года - 04.06.2009 года: 1 312 725 руб. x 2 дн. / 360 x 11,5% = 838 руб. 69 коп.

05.06.2009 года - 07.06.2009 года: 847
457 руб. 63 коп. x 3 дн. / 360 x 11,5% = 812 руб. 15 коп.

08.06.2009 года - 09.06.2009 года: 423 728 руб. 81 коп. x 2 дн. / 360 x 11,5% = 270 руб. 72 коп.

Таким образом, сумма процентов за период просрочки составила 53 440 руб. 39 коп., которая подлежит взысканию с ответчика МО “Город Ижевск“.

Согласно пункту 1 статьи 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, то есть муниципальной казной. Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальную казну составляют, прежде всего, средства местного бюджета.

На основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Приведенное суждение применимо и к отношениям, сложившимся между истцом и ответчиком МО “Город Ижевск“ по несвоевременной оплате выполненных подрядчиком работ.

Ссылки ответчиков на положения п. 5.4 контракта, согласно которому окончательный расчет производится после подписания акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и предъявления счета-фактуры по мере финансирования и в пределах выделенных бюджетных ассигнований, как на обстоятельство, освобождающее их от уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, не могут быть признаны обоснованными. Условие контракта, в соответствии с которым, момент расчета за выполненные подрядчиком работы, связан не с моментом сдачи заказчику
результатов работ, а с моментом поступления бюджетных средств, предназначенных для оплаты этих работ, прямо противоречит положениям ч. 1 ст. 711 ГК РФ и не подлежит применению.

Ссылки ответчика, Управления финансов Администрации города Ижевска, на то, что бюджетное учреждение - Муниципальное учреждение “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“, являющееся муниципальным заказчиком по указанному контракту, должно самостоятельно выступать в суде по своим денежным обязательствам, то есть именно на него следовало возложить обязанность по выплате истцу процентов, также не могут быть признаны обоснованными. При решении вопроса о том, кто именно является надлежащим ответчиком по данному делу, суд исходит из того, что предусмотренные контрактом работы по реконструкции ливневой канализации выполнялись в интересах муниципального образования, но не для нужд самого Муниципального учреждения “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“. Оплата за выполненные работы предусматривалась за счет бюджета муниципального образования, путем списания денежных средств непосредственно со счета бюджета города Ижевска (п. 5.2 контракта). На счет Муниципального учреждения “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“ соответствующие средства даже не поступали и основания для утверждения о неправомерном пользовании учреждением этими средствами отсутствуют. Именно несвоевременное выделение бюджетных средств на оплату выполненных работ привело к просрочке в их оплате и предъявлению в суд иска о взыскании процентов.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Поскольку истцу предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины при подаче иска, а ответчик освобожден от ее уплаты, государственная пошлина по иску подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.

На основании и руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270 АПК РФ,
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 июля 2009 года по делу N А71-2296/2009 отменить.

В иске к Муниципальному учреждению “Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска“ отказать.

Взыскать с Муниципального образования “Город Ижевск“, в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, за счет казны муниципального образования, в пользу производственного кооператива строительная фирма “Агровод“, г. Ижевск, проценты в размере 53 440 рублей 39 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с производственного кооператива строительная фирма “Агровод“, г. Ижевск в доход федерального бюджета 2 638 рублей 85 копеек государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в течение двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

В.А.НЯШИН

Судьи

М.С.КРЫМДЖАНОВА

С.И.МАРМАЗОВА