Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 N 16АП-2418/09(1) по делу N А15-1719/2009 По делу об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2009 г. N 16АП-2418/09(1)

Дело N А15-1719/2009

19 октября 2009 года оглашена резолютивная часть постановления.

22 октября 2009 года постановление изготовлено в полном объеме.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий: Цигельников И.А,

судьи: Фриев А.Л., Луговая Ю.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Боташевым А.П.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2009 по делу N А15-1719/2009, (судья - Тагирова З.Т.),

при участии:

от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу - не явились;

от Махачкалинского отдела по надзору на море
Департамента Росприроднадзора по ЮФО - не явились;

от ОАО РКК “Порт-Петровск“ - Шахбанов А.М. доверенность от 14.08.2009 N 3,

установил:

Открытое акционерное общество “Рыбопромышленная коммерческая компания “Порт-Петровск“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) от 13.03.2009 N 00003/2/09-3 о наложении административного штрафа предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Решением от 01.09.2009 суд удовлетворил требования общества.

Не согласившись с решением, департамент направил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих требований департамент указал, что все необходимые меры для надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении были предприняты. Также департамент указал, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. В материалах административного дела имеются необходимые доказательства совершения обществом административного правонарушения. Кроме того, по мнению департамента, обществу своевременно стало известно о вынесении в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности, таким образом, необоснованно был восстановлен срок подачи заявления.

В отзыве общество апелляционную жалобу не признало, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель общества возражал против апелляционной жалобы по доводам изложенным в отзыве.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица участвующие в деле не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. На основании ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст.
268 - 271 АПК РФ, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно приказу департамента от 29.12.2008 N 141, с 12.01.2009 по 29.01.2009 была проведена проверка общества по соблюдению им требований природоохранного законодательства РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Уведомлением департамент сообщил обществу о необходимости предоставления в срок до 19.01.2009 основных документов. На уведомлении имеется оттиск штампа общества с указанием входящего N 04 от 14.01.2009 и уведомление о вручении с датой “19.01.2009, по доверенности Бабкиной“.

Приказом департамента от 28.01.2009 N 48 на основании рапорта начальника Махачкалинского отдела департамента по надзору на море срок проведения проверки соблюдения обществом требований природоохранного законодательства продлен до 19.02.2009.

В ходе проведения проверки общества было установлено, что на предприятии не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отсутствуют лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям; в процессе производственной деятельности у предприятия образуются отходы производства и потребления, относящиеся к 1 и 4 - 5 классам опасности; не разработаны паспорта опасных отходов; на предприятии не оборудованы места временного размещения отходов производства; не представляется статотчет по форме 2ТП (отходы); деятельность по обращению с опасными отходами осуществляется без лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; предприятием не производятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду; строительство зданий в водоохраной зоне Каспийского моря осуществляется без проектов на проведение работ без положительного заключения
госэкспертизы по соответствующим проектам. Указанные нарушения зафиксированы в акте N 00003/2/09 от 18.02.2009.

По результатам проверки обществу выданы предписания от 18.02.2009.

18.02.2009 департаментом вынесено определение N 00003/2/09-3 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества.

Письмом от 18.02.2009 департамент предложил обществу 20.02.2009 направить законного представителя для составления протокола (имеется оттиск печати общества от 19.02.2009 зарегистрированного входящим номером 23).

20.02.2009 департаментом в отсутствие представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении от 20.02.2009 N 00003/2/09-3, согласно которого обществом при обращении с отходами производства и потребления были допущены нарушения Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, а именно: обществом не производятся платежи за негативное воздействие на окружающую среду (нарушена ст. 16 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“).

Определением департамента от 20.02.2009 N 00003/2/09-3 рассмотрение административного дела назначено на 27.02.2009, которое значится врученным обществу по уведомлению 27.02.2009 (Бабкиной).

Определением департамента от 27.02.2009 N 00003/2/09-3 продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении N 00003/2/09-3 на 14 календарных дней до 13.03.2009 в связи отсутствием уведомления об извещении общества. К указанному определению представлено почтовое извещение с указанием даты вручения обществу 02.03.2009 и фамилии получателя- Бабкиной.

13.03.2009 в отсутствие общества департаментом на основании акта проверки от 18.02.2009 N 00003/2/09 и протокола об административном правонарушении от 20.02.2009 N 00003/2/09-3 вынесено постановление N 00003/2/09-3 о привлечении общества к административной ответственности предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по
делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня его вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии оспариваемого постановления, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Спорное постановление вынесено департаментом 13.03.2009.

На представленной департаментом копии постановления от 13.03.2009 N 00003/2/09-3 имеется оттиск печати общества о регистрации за входящим N 53 от 16.03.2009. Однако, в судебном заседании суда первой инстанции был представлен подлинник журнала входящей корреспонденции общества за 2009 год, из которого не усматривается регистрация спорного постановления 16.03.2009 за N 53.

Обществом при обращении в суд первой инстанции 11.08.2009, было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

Судом первой инстанции обоснованно восстановлен срок подачи заявления.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых
вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях“ дано разъяснение, что суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должен проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспоренного решения административного органа.

Из положения статьи 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица должен составляться в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, в протоколе отражаются объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола представителю разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 и статьями 25.1 КоАП РФ, о
чем делается запись в протоколе, вручается под расписку копия протокола.

В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Как видно из имеющихся материалах в дела документах, руководителем общества Абдуллаевым А.М. была выдана доверенность от 27.01.2009 Магомедтагирову М.Ш. на право получать и подписывать документы при представлении интересов общества в департаменте согласно приказу департамента N 141 от 29.12.2008, в том числе акты проверок соблюдения природоохранного законодательства, протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административного наказания.

На основании указанной доверенности и в силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ Магомедтагиров М.Ш. является законным представителя общества.

18.02.2009 департаментом был составлен акт проверки N 00003/2/09 в присутствие законного представителя общества Магомедтагирова М.Ш.

Как видно из акта проверки от 18.02.2009, предприятие с 2007 года не функционирует, его деятельность приостановлена.

Как установлено судом первой инстанции, представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 20.02.2009. Протокол от 20.02.2009 N 00003/2/09-3 составлен в отсутствие Магомедтагирова М.Ш.

В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления Магомедтагирова М.Ш. о времени и месте составления протокола.

Как следует из материалов дела, приказом от 17.09.2007 N 64 “О сокращении штата“ обществом проведены мероприятия по сокращению штатов в отношении работников, занимающих должности по приложению. Вторым приказом общества от 09.01.2008 N 1к уволены работники, в том числе с 09.01.2008 - секретарь Бабкина В.Г.

Судом первой инстанции установлено, что на
день вручения извещения о дне составления протокола, секретарь Бабкина В.Г. не являлась работником общества. В материалах дела имеется штатное расписание общества датированное 15.01.2009, согласно которому единственным работником общества является генеральный директор.

Из письма от 18.02.2009 не усматривается, кем конкретно в этот день получено письмо департамента о явке для составления 20.02.2009 протокола. В журнале входящей корреспонденции общества за 2009 год это письмо не зарегистрировано.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Определением от 20.02.2009 N 00003/2/09-3, (на уведомлении о вручении указана Бабкина (бывший секретарь общества) рассмотрение дела было назначено на 27.02.2009.

Определением от 27.02.2009 N 00003/2/09-3 продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении N 00003/2/09-3 до 13.03.2009, данное определение значится врученным 02.03.2009 также Бабкиной, уволенной по приказу общества с работы с 09.01.2008.

В силу статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как видно из определения от 27.02.2009, срок рассмотрения дела был продлен департаментом до 13.03.2009. В материалах дела отсутствуют доказательства вручения представителю общества указанного определения. Кроме того, в определении от 27.02.2009 не содержатся сведения об отложении рассмотрения дела на 13.03.2009 с указанием конкретного времени его рассмотрения (т.д. 1 л.д. 53).

Уведомление
привлекаемого к административной ответственности лица только о дате рассмотрения дела об административном правонарушении без указания точного времени рассмотрения, не является надлежащим.

На основании изложенного, обоснованны выводы суда первой инстанции о том, что нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.

Отсутствие надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения административного дела является в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.

Кроме того, статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как видно из акта проверки и протокола об административном правонарушении, обществом не внесены в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Как видно из спорного постановления департамента, обществом не был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 и 2008 года.

Однако, как обоснованно указанно судом первой инстанции, ст. 8.41 КоАП РФ, по которой общество привлечено к административной ответственности, не предусматривает ответственность за непредставление в сроки расчетов платежей.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 01.09.2009 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2009 по делу N А15-1719/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Председательствующий

И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ

Судьи

А.Л.ФРИЕВ

Ю.Б.ЛУГОВАЯ