Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 N 17АП-9811/2009-АК по делу N А60-27007/2009 Уплата таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению этого товара и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2009 г. N 17АП-9811/2009-АК

Дело N А60-27007/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Осиповой С.П.

судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.

при участии:

от заявителя ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат“: Ухов А.Н. - представитель по доверенности 01.06.2009 г., предъявлен паспорт

от заинтересованного лица Нижнетагильской таможни: Катаргина Е.Н. - представитель по доверенности от 29.12.2008 г., предъявлено удостоверение

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного
заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Нижнетагильской таможни (заинтересованного лица)

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 01 сентября 2009 года

по делу N А60-27007/09,

принятое судьей Плюсниной С.В.

по заявлению ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат“

к Нижнетагильской таможне

о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов,

установил:

открытое акционерное общество “Нижнетагильский металлургический комбинат“ (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Нижнетагильской таможни, оформленного письмом от 03.04.2009 г. N 11-12/2418 (далее заинтересованное лицо, таможня) о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 1 800 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Нижнетагильская таможня (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что из системного толкования норм таможенного законодательства, следует, что применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление товара. Ссылается на п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“, который конкретизирует порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании.

ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат“ (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает, что поскольку таможенные сборы
взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации, а при подаче полной декларации повторно взиматься не могут.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат“ использует упрощенный порядок декларирования вывозимого товара при его таможенном оформлении в соответствии со ст. 137, 138 Таможенного кодекса РФ.

В период с октября 2008 г. по март 2009 г. при подаче временных периодических деклараций (далее ВПД) в Нижнетагильскую таможню N 10509020/181108/0007666, 10509020/201108/0007683, 10509020/011108/0007572, 10509020/101108/0007599, 10509020/111108/0007604, 10509020/121208/0007926, 10509020/151208/0007991, 10509020/171008/0007279, 10509020/311208/0008224, 10509020/291208/0008186, 10509020/291208/0008187, 10509020/291208/0008188, 10509020/150109/0000100. 10509020/291208/0008196, 10509020/200109/0000156, 10509020/180209/0000429, 10509020/050209/0000338, 10509020/101108/0007597, в которых были заявлены сведения о товаре - предельный прокат из углеродистой стали, заготовка непрерывнолитая, общество уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям. Сумма таможенных сборов, уплаченных ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат“ в период с 15.12.2008 г. по 19.03.2009 гг. при подаче ВПД составила 1 800 000 рублей.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации их декларирование производилось обществом на основании полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций: N: 10509020/291208/0008185,10509020/020109/0000001, 10509020/060109/0000039. 10509020/160109/0000113, 10509020/150109/0000097, 10509020/160109/0000112, 10509020/290109/0000281, 10509020/060209/0000342, 10509020/040309/0000792, 10509020/190309/0000691, 10509020/040309/0000649, 10509020/100309/0000692, 10509020/190309/0000788, 10509020/190309/0000791, 10509020/190309/0000790, 10509020/200309/0000800, 10509020/240309/0000827, 10509020/240309/0000830, которые были поданы в Нижнетагильскую таможню в период с декабря 2008 г. по март 2009 г. За таможенное оформление товара по этим декларациям обществом снова уплачивались таможенные сборы по установленным ставкам. Общая сумма таможенных сборов, повторно уплаченных обществом при подаче ППД составила 1
800 000 рублей.

26 марта 2009 г. общество обратилось в Нижнетагильскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление вывезенных с территории Российской Федерации товаров, декларирование которых произведено по таможенным декларациям, поименованным в заявлении (л.д. 14-15).

Полагая, что при подаче полной и надлежащим образом оформленной таможенной декларации таможенные сборы повторно не должны уплачиваться, общество просило произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 1 800 000 руб. К заявлению общества были приложены подтверждающие документы: копии платежных поручений и таможенных деклараций.

Письмом от 03.04.2009 г. N 11-12/2418 Нижнетагильская таможня отказала в возврате указанной суммы таможенных сборов (л.д. 16).

Считая решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая вывод суда о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, ссылается на системное толкование норм таможенного законодательства, в соответствии с которыми применение упрощенного порядка декларирования состоит из двух этапов и включает в себя процесс подачи и принятия таможенным органом как временной таможенной декларации с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенной оформление товара, так и полной таможенной декларации также с уплатой декларантом таможенных сборов за таможенное оформление
товара.

Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.

В соответствии с положениями ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно ст. 165 ТК РФ экспорт товаров представляет собой таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории РФ установлены статьей 137 ТК РФ, в п. 1 которой указано, что по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

В тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса РФ.

К упрощенному порядку декларирования российских товаров относится периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В силу п. ст. 138 ТК РФ данный порядок применяется при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.

Согласно п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о
вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (п. 4 ст. 138 ТК РФ).

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 07.11.08 N 631-О-О, системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней
торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08, в соответствии с которым уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру, в соответствии с которой уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара, в рамках периодического временного декларирования данных товаров, и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, является обоснованным.

Довод апелляционной жалобы, о том, что п. 7.1, введенный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ
от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ конкретизирует порядок взимания таможенных сборов при периодическом временном декларировании, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 рассматриваемый правовой акт был дополнен пунктом 7.1 следующего содержания: “При таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации“.

Исходя из того, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220 вступило в силу 25.03.2009 г. (по истечении 7 дней после дня его официального опубликования), данный акт не подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим в период с октября 2008 г. по март 2009 г., до введения его в действие.

При этом положения ст. 4 ТК РФ, согласно которой акты таможенного законодательства, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные правовые акты улучшают положение лиц (п. 2 ст. 4 ТК РФ).

Поскольку Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220, устанавливая для участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности, не улучшает, а ухудшает их положение, оно не имеет обратной силы.

Довод таможенного органа о необходимости применения по настоящему делу п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ был предметом исследования судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. В данном пункте указано, что в случае повторной подачи
таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

При этом суд апелляционной инстанции, отклоняет ссылку заявителя апелляционной жалобы на решение Верховного Суда РФ от 24.04.2006 г. по делу N ГКПИ06-495 и определение кассационной коллегии от 3.08.2006 г. N КАС06-267, в силу требований ст. 68 АПК РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал действия заинтересованного лица незаконными и правомерно возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 1 800 000 руб.

Иных влекущих отмену судебного акта доводов апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного решение суда от 01 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нижнетагильской таможни - без удовлетворения.

Поскольку заявитель апелляционной жалобы от госпошлины освобожден, фактически судебные расходы не понесены, следовательно взысканию они не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2009 года по делу N А60-27007/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нижнетагильской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

С.П.ОСИПОВА

Судьи

Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА