Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 N 17АП-10089/2009-ГК по делу N А60-22016/2009 Поскольку утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов, не подлежащих приватизации, в муниципальную собственность, требования о возложении обязанности осуществить мероприятия по приемке в муниципальную собственность очистных сооружений подлежат удовлетворению.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2009 г. N 17АП-10089/2009-ГК

Дело N А60-22016/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Виноградовой Л.Ф.,

судей Карповой Т.Е., Усцова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Русановой Ю.С.,

при участии:

от ответчика Администрации города Екатеринбурга: Морозовой Т.Н. - главный

специалист-юрист, доверенность N 227 от 29 декабря 2008 года,

удостоверение;

от заявителя ОАО “Северский гранитный карьер“, третьего лица ТУ ФАУГИ по Свердловской области: не явились;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте
судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,

Администрации города Екатеринбурга,

на решение Арбитражного суд Свердловской области

от 03 сентября 2009 года

по делу N А60-22016/2009,

принятое судьей Морозовой Г.В.

по заявлению ОАО “Северский гранитный карьер“

к Администрации города Екатеринбурга

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области

о признании незаконным бездействия,

установил:

открытое акционерное общество “Северский гранитный карьер“ (далее ОАО “Северский гранитный карьер“, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии в муниципальную собственность очистных сооружений, и возложении обязанности осуществить мероприятия по приемке в муниципальную собственность от ОАО “Северский гранитный карьер“ очистных сооружений на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (л.д. 6-7).

Определением от 17 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее ТУ ФАУГИ по Свердловской области) (л.д. 1-2).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2009 года, принятым судьей Морозовой Г.В. по делу N А60-22016/2009, заявленные ОАО “Северский гранитный карьер“ требования удовлетворены. Бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в не принятии в муниципальную собственность от ОАО “Северский гранитный карьер“ очистных сооружений, признано незаконным. На Администрацию города Екатеринбурга возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем
принятия в муниципальную собственность спорных очистных сооружений от ОАО “Северский гранитный карьер“ (л.д. 78-83).

Ответчик, Администрация города Екатеринбурга, не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. Ответчик полагает, что на момент обращения ОАО “Северский гранитный карьер“ в ЕМУП “Водоканал“ с просьбой о приемке спорного объекта в муниципальную собственность Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года N 437. Администрация города Екатеринбурга считает, что в данном случае порядок и условия передачи федерального имущества в муниципальную собственность определены частью 11 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и принятым во исполнение данного Закона Постановлением Правительства от 13 июня 2006 года N 374. Необходимые документы для принятия решения о передаче очистных сооружений в соответствии с названными нормативными актами ОАО “Северский гранитный карьер“ не представлены. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Администрация города Екатеринбурга просит отменить решение Арбитражного суда Российской Федерации от 03 сентября 2009 года и отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы
апелляционной жалобы поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 29 октября 2009 года).

Заявитель, ОАО “Северский гранитный карьер“, третье лицо ТУ ФАУГИ по Свердловской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседания не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29 июня 1993 года решением Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом N 612 на основании Указов Президента Российской Федерации N 721 от 01 июля 1992 года и N 923 от 15 августа 1992 года Государственное предприятие “Северский гранитный карьер“ преобразовано в Акционерное общество открытого типа “Северский гранитный карьер“, утвержден План приватизации (эмиссионный проспект), акты оценки стоимости и устав предприятия. Уставный капитал Акционерного общества открытого типа “Северский гранитный карьер“ определен в размере 29 140 000 руб. (л.д. 26-27).

Согласно пунктам 8-9 раздела II Плана приватизации Северского гранитного карьера очистные сооружения не подлежат приватизации и передаются в ведение общества с последующей передачей в муниципальную собственность (л.д. 28-39).

13 апреля 1998 года решением Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом N 127 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 в ранее утвержденные документы по приватизации Государственного предприятия “Северский гранитный карьер“ внесены изменения в пункт 8 раздела II Плана приватизации “Северский гранитный карьер“, согласно которым объекты, не
включенные в уставный капитал и не подлежащие приватизации, следует передать в муниципальную собственность г. Екатеринбурга, в том числе и очистные сооружения (л.д. 44-46).

16 мая 2007 года состоялось совещание с участием представителей Администрации города Екатеринбурга, ОАО “Северский гранитный карьер“, ЕМУП “Водоканал“ по вопросу о передаче в муниципальную собственность объекта очистных сооружений пос. Северка, на котором приняты, в том числе, решения о разработке проекта постановления Главы Екатеринбурга о передаче очистных сооружений и создании комиссии для обследования состояния очистных сооружений (л.д. 11).

11 июля 2007 года ЕМУП “Водоканал“ в ответ на обращение ОАО “Северский гранитный карьер“ от 21 июня 2007 года сообщило последнему, что готово рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод пос. Северка и напорного коллектора от очистных сооружений, а также указало, что подписание перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность возможно лишь после предоставления всей технической документации, комиссионного осмотра сооружения, составления акта обследования, а также решения вопроса финансирования передачи объекта (письмо N 05-15/92-2342 от 11 июля 2007 года, л.д. 12).

24 мая 2007 года ОАО “Северский гранитный карьер“ обратилось в МУП “Водоканал“ с просьбой принять безвозмездно очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод п. Северка с приложением акта технического состояния наружных сетей канализации и акта технического состояния сооружений по очистке хозяйственно-бытовых стоков (письмо N 329 от 24 мая 2007 года, л.д. 18-22).

21 июня 2007 года ОАО “Северский гранитный карьер“ обратилось к МУП “Водоканал“ с просьбой проинформировать о принимаемых мерах по вопросу о безвозмездной передаче очистных сооружений в муниципальную собственность и предполагаемых сроках их передачи (письмо N 299 от 21 июня 2007
года, л.д. 16).

14 августа 2007 года в ответ на данное обращение Администрация Железнодорожного района г. Екатеринбурга сообщила ОАО “Северский гранитный карьер“, что для подготовки проекта постановления необходимо представить перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и подготовить техническую документацию для передачи в ЕМУП “Водоканал“ (письмо N 01-21/2-1469 от 14 августа 2007 года, л.д. 17).

25 июля 2007 года, 21 марта, 12 мая 2008 года ОАО “Северский гранитный карьер“ обращалось в Администрацию города Екатеринбурга с просьбой ускорить процедуру передачи очистных сооружений (л.д. 13-15).

12 августа 2009 года комиссией Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга проведено обследование очистных сооружений, расположенных в пос. Северка, по результатам которого составлен акт (л.д. 57-58).

Полагая, что Администрация города Екатеринбурга необоснованно уклоняется от принятия в муниципальную собственность очистных сооружений, ОАО “Северский гранитный карьер“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приемке в муниципальную собственность очистных сооружений и возложении обязанности осуществить мероприятия по приемке в муниципальную собственность от ОАО “Северский гранитный карьер“ очистных сооружений на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года (л.д. 6-7).

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года объектами, относящимся к муниципальной собственности, являются, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Пунктом 5 Постановления N 3020-1, предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу абзаца 8 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий“ объекты, указанные в данном пункте (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

Согласно пункту 6 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01 июля 1992 года, утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является
решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.

Пунктом 5 раздела I данного Положения установлено также, что величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с названным Положением, определяется по состоянию на 01 июля 1992 года.

С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия (абзац 1 пункта 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа).

Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (абзац 2 пункта 10 данного Положения).

План приватизации Северского гранитного карьера утвержден решением Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом N 612 от 29 июня 1993 года (л.д. 26-39).

Из пунктов 8-9 раздела II Плана приватизации следует, что очистные сооружения не подлежат приватизации и передаются в ведение общества с последующей передачей в муниципальную собственность (л.д. 28-39).

Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп, для передачи объектов в муниципальную собственность города соответствующий Комитет по управлению имуществом города разрабатывает перечень объектов; Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность; утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 года N 2027 “О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи
объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (пункт 3 названного Постановления).

С учетом изложенного, решение Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 29 июня 1993 года об утверждении Плана приватизации Северского гранитного карьера с изменениями, внесенными 13 апреля 1998 года, является решением о передаче очистных сооружений, не подлежащих приватизации, в муниципальную собственность (л.д. 26-39, 44-46).

Таким образом, спорные очистные сооружения подлежат передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.

Пунктом 2 Положения о порядке передачи социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235, предусмотрено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного
и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий“, в том числе, сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).

В плане приватизации предприятия (изменениях в плане приватизации предприятия), включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 4 названного Положения).

Пунктом 5 Постановления Правительства от 07 марта 1995 года N 235 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

ОАО “Северский гранитный карьер“ неоднократно обращалось к Администрации города Екатеринбурга с просьбой ускорить процедуру передачи очистных сооружений в муниципальную собственность (л.д. 13-15).

Однако Администрация города Екатеринбурга действия, предусмотренные Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 не произвела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенных обстоятельств решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2009 года об удовлетворении заявленных ОАО “Северский гранитный карьер“ требований о признании незаконным бездействия Администрации города Екатеринбурга, выразившегося в не приемке в муниципальную собственность очистных сооружений и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность спорных очистных сооружений является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент обращения ОАО “Северский гранитный карьер“ в ЕМУП “Водоканал“ с просьбой о приемке спорного объекта в муниципальную собственность 24 мая 2007 года Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года N 437, подлежит отклонению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235, несмотря на то, что оно утратило силу, подлежит применению при рассмотрении данного спора, поскольку обязанность принять спорные очистные сооружения в муниципальную собственность возникла в период его действия.

Ссылка Администрации города Екатеринбурга на то, что к рассматриваемым отношениям подлежат применению правила, установленные частью 11 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, несостоятельна. Данной статьей, в том числе, установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, то есть регламентирован порядок передачи имущества от одного субъекта права собственности другому. Однако решение о передаче спорных очистных сооружений в муниципальную собственность принято компетентным органом в момент утверждения плана приватизации истца 29 июня 1993 года (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235). Доказательства, что субъектом права собственности спорного имущества является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, следовательно, подлежат применению правила, установленные статьей 154 ФЗ от 22 августа 2004 года, ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, апелляционная жалоба ответчика, Администрации города Екатеринбурга, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2009 года по делу N А60-22016/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа “www.fasuo.arbitr.ru“.

Председательствующий

Л.Ф.ВИНОГРАДОВА

Судьи

Т.Е.КАРПОВА

Л.А.УСЦОВ