Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 N 16АП-2032/09(1) по делу N А63-5671/2009-С6-39 По делу о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2009 г. N 16АП-2032/09(1)

Дело N А63-5671/2009-С6-39

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Винокуровой Н.В., Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мулалиевой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-5671/2009-С6-39 (судья Волошина Л.Н.) по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края к Обществу с ограниченной
ответственностью “СПС-Трейд“ г. Ставрополь о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 12 210 рублей 10 копеек,

без участия представителей сторон,

установил:

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью “СПС-Трейд“ г. Ставрополь (далее - Общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 12 210 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-5671/2009-С6-39 заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью “СПС-Трейд“ в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 5 000 рублей и государственная пошлина в Федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 500 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что организацией допущены нарушения действующего законодательства, в связи с чем подлежит взысканию штраф в доход Пенсионного фонда. Вместе с тем, с учетом смягчающих обстоятельств сумма штрафа подлежит снижению.

Не согласившись с принятым решением от 14.07.2009 по делу N А63-5671/2009-С6-39, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, необоснованно учтены смягчающие по делу обстоятельства.

Представители Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю и Общества с ограниченной ответственностью “СПС-Трейд“ г. Ставрополь, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. От
Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Общество отзыв на жалобу не представило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-5671/2009-С6-39 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью “СПС-Трейд“ г. Ставрополь зарегистрировано в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда и имеет регистрационный номер N 036-033-052257 (т. 1, л.д. 12-17).

Обществом представлены в Пенсионный Фонд с нарушением срока сведения персонифицированного учета за 2008 год о каждом застрахованном лице для целей обязательного пенсионного страхования в требуемом объеме в установленный законом срок, чем нарушен пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования“.

30 марта 2009 года по факту нарушения Обществом срока представления сведений органом Пенсионного фонда составлен акт камеральной проверки N 2164 от 30.03.2009, на основании которого принято решение N 1981 от 14.04.2009 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в размере 12 210 рублей 10 копеек (т. 1, л.д. 5,6).

Пенсионный Фонд направил Обществу требование N 1981 от 14.04.2009 об уплате штрафных санкций, которое добровольно им не исполнено,
сумма штрафа в добровольном порядке не перечислена, в связи с чем, Пенсионный Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа (т. 1, л.д. 7).

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном учете) (далее - Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996) в системе обязательного пенсионного страхования“ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско - правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж
застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в которую внесены изменения Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.03 N 422, от 12.02.2004 N 73, от 10.03.2006 N 126.

Пунктом 27 Инструкции установлено, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.

Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных
и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статьей 17 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Судом первой инстанции правильно указано, что Закон N 27-ФЗ от 01.04.1996 не регламентирует порядок взыскания штрафных санкций, за исключением указания на судебный порядок. Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе положения главы 15 НК РФ “Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение“.

Согласно ведомости уплаты страховых взносов, сумма страховых взносов ООО “СПС - Трейд“ г. Ставрополь за 2008 год составляет 122 101 рубль, поэтому расчет штрафной санкции в виде 10% составит 12 210 рублей 10 копеек (т. 1, л.д. 10).

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального Закона от 01.04.1996 ФЗ-27 в виде штрафа в сумме 12 210 рублей 10 копеек, однако считает, что при принятии решения о привлечении Общества к ответственности Пенсионным фондом не учтены смягчающие вину обстоятельства.

Вместе с тем суд первой инстанции не
учел следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“ разъяснено, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится
обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль.

Одной из таких гарантий при начислении сумм налоговых санкций и иных санкций является обеспечение лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в рассмотрении материалов проверки.

Следовательно, необеспечение лицу такой возможности является основанием для признания решения о доначислении санкций незаконным.

Суд первой инстанции не выяснил соблюдение Пенсионным фондом порядка привлечения к ответственности, предоставление Обществу возможности участия в рассмотрении материалов проверки.

Как видно из акта N 2164 от 30.03.2009 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании, в акте указано о том, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится в 14 часов 13 апреля 2009 года, указанный акт вручен представителю ООО “СПС-Трейд“ 30.03.2009 (л.д. 5).

Из решения N 1981 от 14.04.2009 о привлечении лица к административной ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании усматривается, что акт рассмотрен 14 апреля 2009 года в отсутствии представителя Общества, извещенного о времени и месте рассмотрения, что подтверждается актом от 30 марта N 2164 (л.д. 6).

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что акт N 2164 от 30.03.2009 рассмотрен 14 апреля 2009 года, тогда как представитель Общества был извещен о рассмотрении акта 13 апреля 2009 года.

Доказательств извещения Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки 14 апреля 2009 года в материалах дела не имеется, а
учитывая, что в решении N 1981 от 14.04.2009 имеется ссылка на акт N 2164 от 30.03.2009 как на надлежащее извещение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Общество надлежащим образом о времени и месте рассмотрения акт и материалов проверки 14 апреля 2009 года не извещалось.

Следовательно, на момент принятия решения N 1981 от 14.04.2009 у Пенсионного фонда отсутствовали доказательства надлежащего извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, тем самым, должностное лицо рассмотрело материалы в отсутствие доказательств надлежащего уведомления страхователя.

При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионным фондом не была обеспечена возможность для Общества участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки 14.04.2009.

В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Следовательно, суд первой инстанции обязан был проверить соблюдение Пенсионным фондом порядка привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального Закона от 01.04.1996 ФЗ-27.

Учитывая, что решение о привлечении к ответственности является обязательным документом, на основании которого производится взыскание санкций в судебном порядке, в связи с чем несоответствие указанного решения требованиям законодательства, в том числе существенное нарушение установленной процедуры его принятия, лишает орган, применивший ответственность, возможности взыскания
санкции.

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Судом апелляционной инстанции установлено нарушение Пенсионным фондом процедуры привлечения Общества к ответственности, а поскольку соблюдение установленного законом порядка рассмотрения материалов проверки является одним из условий привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение, нарушения процедуры рассмотрения акта от 30.03.2009 N 2164 при привлечении Общества к ответственности являются существенными, в связи с чем решение N 1981 от 14.04.2009 не может являться основанием для взыскания налоговых санкций, а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания с Общества штрафа.

В связи с тем, что суд первой инстанции обязан проверить соблюдение порядка привлечения к ответственности независимо от доводов, содержащихся в заявлении о взыскании штрафных санкций, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, которые привели к принятию неправильного решения.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассматривает дело в порядке апелляционного производства, то также обязан проверить, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, независимо от доводов апелляционной жалобы.

С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции от 14.07.2009 по делу N А63-5671/2009-С6-39 является незаконным и необоснованным, а поэтому в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене полностью с принятием нового судебного акта на основании статьи 269 АПК РФ.

Поскольку судом апелляционной инстанции установлено отсутствие правовых основания для применения к Обществу соответствующих финансовых санкций по решению Пенсионного фонда N 1981 от 14.04.2009, в удовлетворении заявления Пенсионного фонда следует отказать.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании выше изложенного и подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-5671/2009-С6-39 отменить.

В удовлетворении иска Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края к Обществу с ограниченной ответственностью “СПС-Трейд“ г. Ставрополь о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 12 210 рублей 10 копеек, - отказать.

В удовлетворении апелляционной жалобы, по изложенным в жалобе доводам, - отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

Г.В.КАЗАКОВА

Судьи

Н.В.ВИНОКУРОВА

Е.В.ЖУКОВ