Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 N 17АП-6552/2009-АК по делу N А50-12487/2009-А6 Хранение опасных отходов на производственной площадке по переработке древесины в отсутствие специального разрешения (лицензии) является основанием для привлечения к административной ответственности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. N 17АП-6552/2009-АК

Дело N А50-12487/2009-А6

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.О.

при участии:

от заявителя УВД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району: не явились

от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Гасымова Ш.С.: не явился

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании
апелляционную жалобу

УВД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району (заявителя по делу)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2009 года

по делу N А50-12487/2009,

принятое судьей Саксоновой А.Н.

по заявлению УВД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району

к индивидуальному предпринимателю Гасымову Ш.С.

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление внутренних дел по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя Гасымова Шаиг Сабир оглы за осуществление предпринимательской деятельности по хранению опасных отходов без специального разрешения (лицензии).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

УВД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району (заявитель по делу), не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на доказанность материалами дела в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Индивидуальный предприниматель Гасымов Ш.С. (заинтересованное лицо) письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы в материалы дела не представил.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.04.2009 г. старшим инспектором ОБППР УВД по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району Пермского края проведена проверка исполнения индивидуальным
предпринимателем Гасымовым Шаиг Сабир оглы законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществляется хранение опасных отходов (доска обрезная, горбыль, древесные опилки) на производственной площадке по переработке древесины, расположенной по адресу: г. Соликамск, ул. Ульянова, 3, при этом специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами у предпринимателя Гасымовым Ш.С. отсутствует.

В ходе контрольных мероприятий составлен протокол осмотра места происшествия от 29.04.2009 г. (л.д. 9-10), произведена фотосъемка объекта проверки (л.д. 11), с предпринимателя получены объяснения от 30.04.2009 г. (л.д. 12).

30.04.2009 г. по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом в отношении предпринимателя Гасымовым Ш.С. составлен протокол N 59 19 005795 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 6).

Материалы проверки с соответствующим заявлением направлены административным органом в Арбитражный суд Пермского края для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Отказывая в привлечении предпринимателя к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств осуществления предпринимателем на момент проведения проверки деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, для которой следует получать лицензию.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данный вывод суда, указывает на доказанность материалами дела в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства
и сырья или без таковой.

В силу требований части 5 статьи 205 АПК РФ административным органом должно быть доказано наличие в действиях предпринимателя события вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В абзаце 3 данной статьи дано понятие обращения с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абз. 2 ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ указано, что под размещением отходов понимается их “хранение и захоронение“. Хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Из заявления административного органа о привлечении к административной ответственности и протокола об административном правонарушении от 30.04.2009 г. следует, что предпринимателю вменяется осуществление деятельности по хранению отходов без лицензии.

В
силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по размещению отходов, которая включает как хранение, так и их захоронение.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит подтверждение факта осуществления предпринимателем Гасымовым Ш.С.О. деятельности по хранению и захоронению отходов в соответствии с определением, данным в ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст, экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказания услуг).

Из анализа указанных норм следует, что лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов обязаны получать хозяйствующие субъекты только в том случае, если указанная деятельность является предпринимательской (экономической) и направлена на систематическое получение дохода.

Таким образом, по настоящему делу административный орган обязан доказать, что для Гасымова Ш.С.О. деятельность по хранению и захоронению отходов является предпринимательской, и от осуществления указанной деятельности предприниматель систематически получает доходы.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “Об отходах производства и потребления“ имеет номер 89-ФЗ, а не 189-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 189-ФЗ - опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными
органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно статьей 14 Федерального закона N 89-ФЗ и Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 г. N 786, отходы столярного производства (горбыль, опил, обрезь доски) отнесены к 5 классу опасности.

Проанализировав указанные нормы права и оценив, надлежащим образом представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие события административного правонарушения административным органом не доказано.

В ходе проверки административным органом установлено, что на принадлежащей предпринимателю лесопилке ведется производственная деятельность, в результате которой образуются отходы различной степени опасности, в частности, отходы столярного производства (горбыль, опил, обрезь доски). При этом материалы дела не содержат сведений о том, что Гасымов Ш.С. осуществлял деятельность по размещению (хранению и размещению) опасных отходов. Из акта осмотра, объяснений предпринимателя следует, что пиломатериал он приобретает у заготовителей, после распиловки отходы производства накапливаются и складируются возле лесопильного цеха, часть из них отдается сторонним организациям. Каких-либо договоров на оказание услуг предпринимателем по хранению и захоронению опасных отходов, в том числе доказательств получения предпринимателем от осуществления указанной деятельности систематических доходов, в материалах дела не имеется.

Учитывая, что факт совершения обществом правонарушения не подтвержден надлежащими доказательствами, следовательно, состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении предпринимателя Гасымов Ш.С. не доказан.

Кроме того, как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется осуществление деятельности по хранению отходов V класса опасности.

Статье 43 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные
акты Российской Федерации“ внесены изменения в Федеральный закон N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. “О лицензировании отдельных видов деятельности“, в соответствии с которыми в пп. 74 п. 1 ст. 17 предусмотрено, что к лицензируемой относится деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности; деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит.

Согласно статье 49 Федерального закона N 309-ФЗ, статьи 33 и 43 настоящего Закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования.

Федеральный закон N 309-ФЗ опубликован в “Российской газете“ 31.12.2008 г., следовательно, статьи 33 и 43 вступили в законную силу 30.06.2009 г.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы вступили в силу положения статьи 43 Федерального закона N 309-ФЗ, которые устранили обязанность по получению лицензии при осуществлении деятельности в отношении отходов V класса опасности, следовательно приведенные выше изменения подлежат применению в настоящем деле с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ.

В связи с чем, решение суда первой инстанции от 26 июня 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления внутренних дел по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району Пермского края -
без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июня 2009 года по делу N А50-12487/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления внутренних дел по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району Пермского края - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

Е.Ю.ЯСИКОВА

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА