Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 N 16АП-2109/09 по делу N А18-736/09 По делу о признании недействительным распоряжения государственного органа об отказе в выкупе земельного участка и обязании его принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2009 г. N 16АП-2109/09

Дело N А18-736/09

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2009 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Параскевовой С.А.,

судей: Жукова Е.В., Казаковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощников судьи Исмаиловым А.Р.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2009 г. по делу N А18-736/09 (судья - Тутаев Х.А.) по заявлению ООО “Очамборз“ к Министерству имущественных отношений Республики Ингушетия о признании действий государственного органа незаконными,

при участии в судебном заседании:

от МИО РИ: не явились, извещено 31.08.2009,

от ООО “Очамборз“: Кортоев М.А.-М.
- по доверенности от 14.09.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Очамборз“ (далее - заявитель, Общество) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству имущественных отношений Республики Ингушетия (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительным распоряжения Министерства от 19 мая 2009 года N 93 “Об отказе в выкупе земельного участка“ и обязании его принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 4 700 кв. м с кадастровым номером 06:05:01:00 002:0016, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Центральный округ, примерно в 100 м по направлению на северо-восток от ориентира перекресток улиц Картоева и Чеченская, в собственность по цене, установленной законом.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2009 признано недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия N 93 от 19 мая 2009 года об отказе в выкупе земельного участка; обязав Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 06:05:01:00 002:0016 общей площадью 4 700 кв. м из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань Центральном округе по ул. Картоева, примерно в 100 метрах по направлению на северо-восток от ориентира перекресток улиц Картоева и Чеченская обществу с ограниченной ответственностью “Очамборз“ в собственность за плату по цене установленной законом.

Не согласившись с решением суда, Министерство подало апелляционную жалобу. Заявитель считает решение суда первой инстанции необоснованным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства и подлежащему отмене. В обосновании своих доводов, заявитель ссылается на то, что постановление администрации г. Назрань N 111 участок выделяется кооперативу “Очамберз“
который ни по названию ни по организационно правовой форме не имеет никакого отношения к ООО “Очамборз“. В связи с этим заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении исковых требований.

Представитель Министерства в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Представитель Общества в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО “Очамборз“ является собственником двух магазинов общей площадью 950,2 кв. м и 1 175,4 кв. м соответственно, расположенных по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань ул. Картоева, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи от 22 марта 2006 года N 06-06-01/002/2006-297 и N 06-06-01/002/2006-296.

Земельный участок общей площадью 4 700 кв. м, на котором расположены указанные объекты недвижимости, согласно свидетельству о государственной регистрации прав на недвижимое имущество серия 06АБ 001963 от 21 сентября 2004 года находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ООО “Очамборз“ о чем в
ЕГРП внесена запись 17 сентября 2004 года N 06-01-22004-081.

Суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений и применил нормы права регулирующие спор, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном введении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).

В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок, со дня поступления вышеуказанного заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, аренды или в случаях, указанных в
пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или аренды исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренда земельного участка и направляет его заявителю с приложением соответствующего договора.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ от 21 декабря 2001 года N 178 (с изменениями и дополнениями) и статьи 16 Закона Республики Ингушетия “О приватизации государственного имущества“ от 2 декабря 2003 года N 63 собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд - на срок, не превышающей срока резервирования земель, если иное не установлено соглашениями сторон. Оценку в выкупе земельного участка или предоставление его за исключением случаев, предусмотренных законом не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:

- местного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- зараженных опасными веществами и подверженных биогенному заражению;

- общего пользования (площади, улицы, проезды,
автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и др. объекты);

- не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских порта, речных портах или отведенные для их развития.

Как следует из кадастрового плана, спорный земельный участок не относится к категории земель указанных в статье 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Реализуя свое право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО “Очамборз“ на праве собственности Общество в порядке предусмотренном пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 29 апреля 2009 года обратилось в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 06:05:01:00 002:0016, общей площадью 4 700 кв. м, расположенного в Центральном округе г. Назрань по ул. Кортоева.

Распоряжением от 19 мая 2009 года N 93 Министерство отказало Обществу в выкупе земельного участка в связи с тем, что фактическое использование земельного участка не соответствует его разрешенному использованию.

Данный вывод Министерства, положенный в основу отказа Обществу в выкупе земельного участка, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит требованиям закона.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ установлено, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 1 января 2006 года по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Таким образом, использование земельного участка не по целевому назначению не может являться основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что доводы Министерства о том, что Общество использует земельный участок не по целевому назначению, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела постановлением Администрации г. Назрань N 111 от 17 марта 1994 года в части, касающегося отвода земельного участка площадью 0,55 га под автомобильную стоянку на территории, прилегающей к мемориальному комплексу в г. Назрань.

На основании данного решения Администрации Назрановского района постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27 февраля 1998 года N 32 кооперативу “Очамборз“ разрешено строительство автомобильной стоянки и блока обслуживания автомобилей на ранее отведенной территории площадью 1 га в Назрань по ул. Картоева.

Этим же постановлением Правительства Республики Ингушетия отменено постановление Администрации г. Назрань N 111 от 17 марта 1994 года в части, касающегося отвода земельного участка площадью 0,35 га
под автомобильную стоянку на территории, прилегающей к мемориальному комплексу в г. Назрань.

Вместе с тем, апелляционным судом, отклоняется довод Министерства о том, что между кооперативом “Очамберз“ и ООО “Очамборз“ не имеется ничего общего и нет ни каких отношений, в связи с тем, что представитель Общества в заседании апелляционного суда пояснил, что “Очамберз“ и “Очамборз“ это одно и то же юридическое лицо, и что при вынесении администрацией постановления N 111 от 17.03.1994 была допущена опечатка в названии общества.

Согласно разрешения на выполнение строительно-монтажных работ N 21 от 15 сентября 1999 года, выданного Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Госстроя Республики Ингушетия кооперативом “Очамборз“ осуществлено строительство автостоянки, совместно с торговым центром и сервисом.

Из акта приемки законченного строительства от 25 ноября 2002 года усматривается, что кооперативу “Очамборз“ было завершено строительство автостоянки и блока обслуживания автомобилей.

В связи с выходом из состава кооператива “Очамборз“ члена кооператива Кортоева М.А.-М. решением общего собрания от 5 июня 2002 года, часть имущества, состоящего из административного здания, ограждения, металлических ворот и земельного участка общей площадью. 0, 55 га были переданы Кортоеву М.А.-М. по передаточному акту.

Решением учредителей Кортоева М.А.-М. и Кортоева И.М. от 10 ноября 2003 года учреждено общество с ограниченной ответственностью “Очамборз“.

Данное общество, согласно протокола N 25 общего собрания членов кооператива “Очамборз“ от 5 июня 2002 года и пояснений представителя Общества создано на основе имущества переданного Кортоеву М.А.-М. при выходе из состава членов кооператива “Очамборз“.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 08 июля 2009 года государственная регистрации ООО “Очамборз“ осуществлена 18 ноября 2003 года.

В связи с обмером в натуре и уточнением общей
площади земельного участка, находящегося в пользовании у ООО “Очамборз“ и в соответствии с межевым делом N 479 от 02 февраля 2004 года, согласованным с комиссией Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам (протокол N 7 от 22 апреля 2004 года) Администрация г. Назрань постановлением от 25 мая 2004 года N 240 утвердила фактически сложившиеся границы земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании за ООО “Очамборз“.

Согласно данного постановления в постоянном (бессрочном) пользовании ООО “Очамборз“ находится земельный участок общей площадью 4 700 кв. м, расположенный в Центральном округе г. Назрань, ул. Картоева, в 100 метрах от перекрестка улиц Картоева и Чеченская по направлению на северо-восток.

Распоряжением Администрации г. Назрань от 22 июня 2005 года N 236-а в целях расширения сферы торговли, создания благоприятных условий оборота товаров народного потребления и пополнения доходной части бюджета ООО “Очамборз“ разрешено открытие торгового центра на территории существующей автостоянки.

В собственности Общества находятся два магазина, административное здание и два навеса, из которых на два магазина площадью соответственно 950, 2 кв. м и 1 175,5 кв. м право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В отношении административного здания и стоянки автотранспорта площадью соответственно 246,2 кв. м и 1 099,4 кв. м регистрация права собственности в настоящее время не осуществлена. В отношении других объектов в установленном порядке зарегистрировано право собственности.

Довод заявителя в этой части, подтверждается техническим паспортом ООО “Очамборз“ в котором отражено, что Обществу принадлежит четыре объекта недвижимости площадью соответственно 1 099,4 кв. м 950, 2 кв. м 1 175,5 кв. м 246,2 кв. м.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 06АБ N
01 07 86 за Обществом зарегистрировано право собственности на два магазина площадью соответственно 950,2 кв. м и 1 175,5 кв. м.

Исходя из части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право по своему выбору на аренду или приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости.

Из разъяснений, данных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ следует, что право на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости является исключительным, то есть никто кроме собственника здания (строения, сооружения) не имеет права на приватизацию этого земельного участка.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые заявителем действия Министерства не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственных органов не соответствующие закону или иным правовым актам, нарушающие права и законные интересы лиц могут быть признаны судом недействительными.

В силу пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в случае удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иного органа, должностного лица обязывает соответствующие органы совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В пункте 7 данной статьи установлено, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет за необоснованностью. Эти же доводы были проверены при рассмотрении дела в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.07.2009 г. по делу N А18-736/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

Е.В.ЖУКОВ

Г.В.КАЗАКОВА