Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 N 17АП-5688/2009-ГК по делу N А60-8433/2008 Вступившим в силу решением суда подтверждена законность решения совета директоров акционерного общества об отчуждении акций. Следовательно, требование истца о признании договора купли-продажи акций недействительным необоснованно.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2009 г. N 17АП-5688/2009-ГК

Дело N А60-8433/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Васевой Е.Е.

судей Крымджановой М.С., Хаснуллиной Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудометовой К.Ю.

при участии:

от истца - Воронина Алексея Николаевича: Вешкин А.К. по доверенности от 11.01.2009

от ответчика - Открытого акционерного общества “Екатеринбурггаз“: Лазаренко В.А. по доверенности от 19.11.2008

от ответчика - Рыкова Сергея Степановича: не явились

от третьего лица - Закрытого акционерного общества “Регистрационный Депозитарный Центр“ в лице Екатеринбургского филиала: не явились

от третьего лица - Муниципального образования “город Екатеринбург“ в
лице Администрации: не явились

Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца,

Ф.И.О.

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 22 мая 2009 года

по делу N А60-8433/2008

принятое судьей Скуратовским М.Л.

по иску Ф.И.О. br>
к Открытому акционерному обществу “Екатеринбурггаз“, Ф.И.О. br>
третьи лица: Закрытое акционерное общество “Регистрационный Депозитарный Центр“ в лице Екатеринбургского филиала, Муниципальное образование “город Екатеринбург“ в лице Администрации

о признании сделки купли-продажи акций недействительной и применении последствий ее недействительности

установил:

Воронин Алексей Николаевич обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением Открытому акционерному обществу “Екатеринбурггаз“ (далее - ОАО “Екатеринбурггаз“), Ф.И.О. о признании недействительной и применении последствий недействительности сделки купли-продажи 500 акций ОАО “Екатеринбурггаз“, совершенной между ОАО “Екатеринбурггаз“ и Ф.И.О. от 02.04.2003 N 275.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Закрытое акционерное общество “Регистрационный Депозитарный Центр“ в лице Екатеринбургского филиала (далее - ЗАО “РДЦ“), Муниципального образования “город Екатеринбург“ в лице Администрации.

Определением от 22.07.2008 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А60-16362/2008. Определением от 23.04.2009 производство по делу возобновлено.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2009 года по делу N А60-8433/2008, принятым судьей Скуратовским М.Л., в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец, Воронин А.Н., в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец полагает, что решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-16362/2008 не имеет преюдициального значения. Судом первой
инстанции не выяснено, соответствует ли цена акций, установленная советом директоров общества рыночной цене. В связи с неисследованностью представленных в материалы дела документов судом первой инстанции не установлена убыточность оспариваемой сделки, следовательно, и вопрос о нарушении данной сделкой прав и законных интересов истца. При принятии решения судом первой инстанции не применен п. 3 ст. 77 ФЗ “Об акционерных обществах“ и не привлечен к участию в деле государственный финансовый контрольный орган, которым в 2003 году являлось Министерство имущественных отношений РФ. Кроме того, судом первой инстанции необоснованно применен срок исковой давности. Представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик, ОАО “Екатеринбурггаз“, в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что истец, обращаясь с настоящим иском, не указал, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемой сделкой, таких доказательств в материалы дела не представлено. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на 12.02.2003 и 02.04.2003 государственный финансовый контрольный орган для целей, определенных п. 3 ст. 77 ФЗ “Об акционерных обществах“ отсутствовал. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности. Представитель в судебном заседании поддержал доводы отзыва.

Ответчик, Рыков С.С., письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо, Муниципальное образование “город Екатеринбург“ в лице Администрации, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагает, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемой сделкой, истец обратился в суд с пропуском срока исковой давности, на момент совершения сделки государственный финансовый
орган для реализации п. 3 ст. 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“ определен не был. Представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо, ЗАО “РДЦ“, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель в судебное заседание не явился.

Как следует из материалов дела, ОАО “Екатеринбурггаз“ зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением государственной регистрации г. Екатеринбурга 29.06.1994. Согласно выписке из реестра акционеров ОАО “Екатеринбурггаз“ N 79 от 26.03.2008 Воронин А.Н. является акционером данного общества, владеющим 27 обыкновенными акциями.

02.04.2003 между ОАО “Екатеринбурггаз“ (продавец) и Рыковым С.С. (покупатель) заключен договор купли-продажи акций N 275, в соответствии с которым Рыков С.С. приобрел 500 обыкновенных акций ОАО “Екатеринбурггаз“, стоимость указанных акций составила 283 535 руб.

Истец полагает, что указанный договор является сделкой с заинтересованностью, порядок совершения которой нарушен. Совершение сделки не одобрено советом директоров общества, обществом нарушен порядок определения цены акций - в нарушение положений п. 3 ст. 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“ при определении цены акций не привлекался государственный финансовый контрольный орган. Цена акций занижена по сравнению с рыночной ценой.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Федерального закона “Об акционерных обществах“ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть признана недействительной по иску общества или акционеров.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 81 Федерального закона “Об акционерных обществах“ сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, совершаются обществом в соответствии с положениями главы XI Федерального закона “Об акционерных обществах“.

Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что на момент заключения оспариваемой сделки
Рыков С.С. являлся единоличным исполнительным органом ОАО “Екатеринбурггаз“ (продавца) и покупателем по данному договору.

Таким образом, Рыков С.С. в соответствии с ч. 1 ст. 81 Федерального закона “Об акционерных обществах“ является заинтересованным лицом в совершении оспариваемой сделки.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей (ч. 1 ст. 83 Федерального закона “Об акционерных обществах“).

Согласно ч. 3 ст. 83 Федерального закона “Об акционерных обществах“ в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. Пунктом 14.2.27 устава ОАО “Уралгазсервис“ установлено, что одобрение сделок, предусмотренных главой XI ФЗ “Об акционерных обществах“ относится к компетенции совета директоров (т. 2 л.д. 68). В соответствии со ст. 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“ цена имущества определяется решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, не заинтересованных в совершении сделки. В случае, если владельцем более 2 процентов голосующих акций общества являются государство и(или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа (пункт 3 статьи 77 ФЗ в редакции, действовавшей на момент проведения совета директоров и совершения сделки).

В материалы дела представлен протокол заседания совета директоров ОАО “Екатеринбурггаз“ 12.02.2003, на котором принято решение об одобрении сделки по продаже Рыкову С.С. 500 акций общества и определена цена продажи акций в 567,07 руб. за одну акцию.

Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-16362/2008 по иску Воронина А.Н. к ОАО “Екатеринбурггаз“
о признании недействительным решения совета директоров ОАО “Екатеринбурггаз“ от 12.02.2003, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу N А60-16362/2008 указанные судебные акты отмены, производство по делу прекращено в связи с отказом Воронина А.Н. от иска.

Таким образом, оспариваемая сделка совершена на основании решения совета директоров ОАО “Екатеринбурггаз“ от 12.02.2003, указанное решение в судебном порядке недействительным не признано. Следовательно, оно имеет юридическую силу до настоящего времени. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорная сделка получила одобрение совета директоров в соответствии с нормами Федерального закона “Об акционерных обществах“ и положениями устава ОАО “Екатеринбурггаз“.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года N 40 “О некоторых вопросах применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью“ при рассмотрении дел об оспаривании сделок с заинтересованностью судам необходимо исходить из того, что условием для признания сделки с заинтересованностью недействительной является наличие неблагоприятных последствий, возникающих у акционерного общества или акционеров в результате ее совершения. Доказательства отсутствия неблагоприятных последствий представляются ответчиком.

Указывая на отсутствие неблагоприятных последствий от оспариваемой сделки, ОАО “Екатеринбурггаз“ представило в материалы дела отчет независимой оценочной компании “НЭКС“ N 85/08-1 от 22.08.2008, из которого следует, что рыночная стоимость пакета обыкновенных именных акций ОАО “Екатеринбурггаз“ 1 выпуска номиналом 1 руб. в количестве 500 штук на 12.02.2003 составляла 584 767 руб. Соответствие данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, договору на проведение оценки ценных бумаг и требованиям методологии проведения
оценки подтверждается экспертным заключением N 23/11-08 от 17.11.2008 некоммерческого партнерства “Межрегиональный союз оценщиков“. Таким образом, цена акций, отчужденных по спорному договору не является заниженной и соответствует их рыночной стоимости на момент его заключения.

Согласно абз. 2 п. 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 “О некоторых вопросах применения ФЗ “Об акционерных обществах“ установлено, что иски акционеров о признании недействительными сделок, заключенных акционерными обществами, могут быть удовлетворены в случае представления доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов акционера.

Воронин А.Н., обращаясь с исковым заявлением, не указал, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемой сделкой. Доказательств нарушения каких-либо прав истца заключенным ответчиками договором купли-продажи акций от 02.04.2003 истцом не представлено.

Кроме того, ответчиками, ОАО “Екатеринбурггаз“ и Рыковым С.С., заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ и 84 ФЗ “Об акционерных обществах“ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, является оспоримой. Иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ, может быть предъявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Из материалов дела следует, что решение о продаже акций ЗАО “Екатеринбурггаз“ и об определении их цены принято советом директоров 12.02.2003. Оспариваемая сделка заключена 02.04.2003.

Днем начала течения срока исковой давности судом первой инстанции правильно определена дата - 28.05.2004 - день проведения общего годового собрания акционеров ОАО “Екатеринбурггаз“, на котором, в том числе, обсуждались итоги 2003 года, содержащие сведения об оспариваемой сделке. Осуществляя свои
права акционера ОАО “Екатеринбурггаз“ с достаточной степенью заботливости и осмотрительности, Воронин А.Н. должен был узнать о совершении оспариваемой сделки не позднее 28.05.2004. С настоящим иском истец обратился лишь 22.04.2008, то есть по истечении установленного п. 2 ст. 181 ГК РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 и 15 ноября 2001 года N 15/18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности“).

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-16362/2008 не имеет преюдициального значения, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку судом первой инстанции указанный вывод не сделан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не выяснено, соответствует ли цена акций, установленная советом директоров общества рыночной цене, не соответствуют имеющимся в материалах дела документам. Цена акций определена решением совета директоров общества, указанное решение в установленном законом порядке недействительным не признано. Согласно представленному в материалы дела отчету по определению рыночной стоимости акций их цена, определенная советом директоров не является заниженной. Таким образом, довод истца о несоответствии выкупной цены рыночной стоимости акций, не подтвержден материалами дела, следовательно, недоказанными являются доводы об убыточности оспариваемой сделки.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Министерства имущественных отношений РФ, подлежит отклонению. В решении суда первой инстанции отсутствуют выводы, свидетельствующие
о том, что решение вынесено о правах и обязанностях указанного органа.

Довод истца о нарушении п. 3 ст. 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“, правомерно не принят судом первой инстанции. Пунктом 12 Указа Президента РФ N 1210 от 18.08.96 установлено, что государственным финансовым контрольным органом, привлекаемым в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“, является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Указом Президента РФ N 249 от 17.03.1997 образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Положение об указанной службе не предусматривало полномочий, во исполнение п. 3 ст. 77 Федерального закона “Об акционерных обществах“, так же как и Положение о Министерстве имущественных отношений, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 377 от 3.06.2002. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом наделено названными полномочиями Постановлением Правительства РФ N 691 от 27.11.2004. Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что в момент совершения сделки уполномоченный орган отсутствовал.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей относятся на Воронина А.Н.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный
суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2009 года по делу N А60-8433/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа “www.fasuo.arbitr.ru“.

Председательствующий

Е.Е.ВАСЕВА

Судьи

М.С.КРЫМДЖАНОВА

Т.Н.ХАСНУЛЛИНА