Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 N 17АП-5140/2009-ГК по делу N А50-8027/2008 Поскольку истцом пропущен трехмесячный срок для подачи заявления о признании недействительной государственной регистрации права, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2009 г. N 17АП-5140/2009-ГК

Дело N А50-8027/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Л.Паньковой,

судей Т.Л.Зелениной, Ю.В.Скромовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя - Комитета по управлению имуществом Усольского муниципального района: Исупова М.Ю., доверенность от 08.07.2009,

от заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю: не явились,

от третьих лиц: 1. ООО “ФОРИСТ“: не явились,

2. МУП “Усольеавтотранс“: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о
времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,

Комитета по управлению имуществом Усольского муниципального района,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 12 мая 2009 года,

по делу N А50-8027/2008,

принятое судьей Н.А.Пескиной

по заявлению Комитета по управлению имуществом Усольского муниципального района

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,

третьи лица: ООО “ФОРИСТ“, МУП “Усольеавтотранс“,

о признании недействительной государственной регистрации права,

установил:

Комитет по управлению имуществом Усольского муниципального района обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Усольскому МПАТП, Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о признании недействительной государственную регистрацию права на:

- кирпичное здание мастерских, г. Усолье, ул. Свободы, 168, регистрационная запись от 14.02.2008 N 59-59-02/11/2008-008,

- кирпичное здание депо, г. Усолье, ул. Свободы, 168, от 14.02.2008 N 59-59-02/11/2008-010,

- кирпичное здание ЛМУ, г. Усолье, ул. Свободы, 168, от 14.02.2008 N 59-59-02/11/2008-009.

Определением от 03.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП “Усольеавтотранс“ (т. 1 л.д. 1-3).

Определением от 19.09.2008 (т. 2 л.д. 28-31) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО “ФОРИСТ“.

Определением от 10.10.2008 (т. 2 л.д. 73-75) производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А50-13631/2008.

Определением от 08.04.2009 (т. 2 л.д. 94-96) назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по существу на 04.05.2009.

При рассмотрении дела истцом были уточнены исковые требования (т. 2 л.д. 106-110). Истец просил признать недействительной государственную регистрацию права хозяйственного ведения МП
АТП со ссылкой на главу 24 АПК РФ на:

- кирпичное здание мастерских, г. Усолье, ул. Свободы, 168, регистрационная запись от 14.02.2008 N 59-59-02/11/2008-008,

- кирпичное здание депо по р/ком., г. Усолье, ул. Свободы, 168, от 14.02.2008 N 59-59-02/11/2008-010,

- кирпичное здание ЛМУ, г. Усолье, ул. Свободы, 168, от 14.02.2008 N 59-59-02/11/2008-009,

а также обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю восстановить нарушенные права и интересы МО “Усольский муниципальный район Пермского края“.

Уточнение предмета и изменение основания исковых требований судом первой инстанции принято (т. 2 л.д. 127).

Определением от 04.05.2009 (т. 2 л.д. 128-130) возобновлено производство по делу. Прекращено производство по делу в отношении Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия в связи с ликвидацией.

Решением от 12 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме, с учетом определения об исправлении описки от 26.05.2009 (т. 2 л.д. 131-138, 140).

Заявитель, Комитет по управлению имуществом Усольского муниципального района, с решением суда от 12 мая 2009 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, отсутствие права хозяйственного ведения МПАТП в отношении оспариваемых зданий подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А50-36224/2005, и, которое имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела. Собственником спорных объектов решения о передаче имущества предприятию не издавалось, передача имущества не осуществлялась. Право хозяйственного ведения у предприятия не наступило. Факт арендных отношений между Комитетом по управлению имуществом Усольского района и предприятием на оспариваемые здания судом не исследован.

В апелляционной жалобе заявитель просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда первой
инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Также пояснил, что судом не полностью был исследован факт того, что регистрационный орган дважды зарегистрировал право (сначала хозяйственного ведения, а затем право собственности) на основании одного и того же документа. Регистрационный орган неправомерно восстановил право хозяйственного ведения на три объекта, поскольку на эти объекты возникло право собственности муниципального образования.

Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю указало на то, что записи о регистрации права хозяйственного ведения, восстановленные 14.02.2008, внесены законно и обоснованно. Право хозяйственного ведения МПАТП первоначально было зарегистрировано в 2001 году. Регистрация данного права заявителем оспаривалась и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-1363/2008 отказано в удовлетворении требований. Обстоятельства, установленные решением по делу N А50-36224/2005, не могут иметь доказательственного значения в настоящем деле, поскольку Управление не было привлечено к участию в деле. При восстановлении записи о праве хозяйственного ведения на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, которые соответствовали ст. 18 Закона о регистрации прав. Основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.09.2001 Комитетом по управлению имуществом Усольского района принято
распоряжение N 132 “Об участии в открытом конкурсе“ (т. 1 л.д. 117). Данным распоряжением разрешено УМП АТП и МУП “УРКЭС“ принять участие в открытом конкурсе на приобретение имущества АООТ “Агрохимсервис“.

18.09.2001 проведены торги в форме открытого конкурса на право приобретения недвижимого имущества АООТ “Агрохимсервис“ ЛОТ N 1 “Комплекс зданий“, расположенного по адресу: Пермская область, г. Усолье, ул. Свободы, 168 (т. 1 л.д. 66-67).

19.09.2001 между АООТ “Агрохимсервис“ в лице конкурсного управляющего Светлакова Ю.В. (продавец) и МПАП (покупатель) подписан договор N 1/к-пн купли-продажи имущества (т. 1 л.д. 62-64).

В соответствии с условиями настоящего договора продавец обязуется продать, а покупатель принять и оплатить следующие объекты недвижимости АООТ “Агрохимсервис“:

- кирпичное здание гаража мех. отр., лит. К-К1, общая площадь 653, 4 кв. м, адрес объекта: Пермская область, г. Усолье, ул. Свободы, д. 168;

- кирпичное здание депо по р/ком., лит. 3, общая площадь 626, 1 кв. м, адрес объекта: Пермская область, г. Усолье, ул. Свободы, д. 168;

- 2-этажное кирпичное здание мастер., лит. В-В6, общая площадь 1 390, 5 кв. м, адрес объекта: Пермская область, г. Усолье, ул. Свободы, д. 168;

- 2-этажное кирпичное здание конторы, лит. А, общая площадь 516, 2 кв. м с крыльцами лит. а, а1, адрес объекта: Пермская область, г. Усолье, ул. Свободы, д. 168;

- 2-этажное кирпичное здание ЛМУ, лит. Б-Б1, общая площадь 630, 9 кв. м, адрес объекта: Пермская область, г. Усолье, ул. Свободы, д. 168 (п. 1.1 договора).

Имущество продается на основании протокола N 1 по подведению итогов торгов в форме открытого конкурса на право приобретения недвижимого имущества АООТ “Агрохимсервис“ ЛОТ N 1 “комплекс зданий“
(п. 1.2 договора).

07.12.2001 и 10.12.2001 на указанные спорные объекты недвижимости зарегистрировано право хозяйственного ведения (т. 1 л.д. 63-64).

20.12.2002 Комитетом по управлению имуществом Усольского района принято распоряжение N 71 (т. 1 л.д. 90-93). Согласно данному распоряжению:

1. изъяты из хозяйственного ведения УМПАТП со снятием с баланса основные средства балансовой стоимостью 6 321 559, 95 (приложение N 1), МБП на сумму 85 203, 66 (приложение N 2),

2. переданы на баланс в хозяйственное ведение МУП “Усольеавтотранс“ основные средства балансовой стоимостью 5 381 494, 95 (приложение N 3), МБП на сумму 85 203, 66 (приложение N 2),

3. переданы на баланс в хозяйственное ведение МУП “УРКЭС“ основные средства балансовой стоимостью 191 900 руб. (приложение N 4),

4. переданы на баланс в хозяйственное ведение МУП УЖКХ основные средства балансовой стоимостью 751 165 (приложение N 5),

5. изъяты из оперативного управления МУ “ДЕЗ“ и переданы в хозяйственное ведение на баланс УМП АТП автодорожные мосты на дамбе в г. Усолье балансовой стоимостью 14 830 000 руб.

6. руководителям муниципальных предприятий произвести государственную регистрацию передаваемого имущества,

7. бухгалтерии внести изменения в Реестр муниципального имущества.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2005 по делу N А50-36224/2005, вступившим в законную силу (т. 1 л.д. 96-97), признаны недействительными как несоответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации пункты 1, 2, 3, 6, 7 распоряжения Комитета по управлению имуществом Усольского района Пермской области от 20.12.2002 N 71 “О передаче основных средств и МБП“, за исключением имущества 17 единиц автотранспортных средств.

23.03.2006 Комитетом по управлению имуществом Усольского района принято распоряжение N 24 (т. 1 л.д. 99), согласно которому во исполнение решения Арбитражного суда Пермской
области от 23.12.2005 по делу N А50-36224/2005 внесены изменения в распоряжение Комитета по управлению имуществом Усольского района Пермской области от 20.12.2002 N 71 “О передаче основных средств и МБП“: пункт 1 изложен в следующей редакции: “изъять из хозяйственного ведения УМПАТП со снятием с баланса основные средства балансовой стоимостью 3 714 974, 42 (приложение N 1, изложить в новой редакции)“, пункт 2 изложен в следующей редакции: “передать на баланс в хозяйственное ведение МУП “Усольеавтотранс“ основные средства балансовой стоимостью 3 714 974, 42 (приложение N 1, изложить в новой редакции)“, пункты 3, 6, 7 распоряжения отменены, внесены изменения в Реестр имущества муниципальной собственности.

03.10.2007 Комитетом по управлению имуществом Усольского муниципального района принято распоряжение N 313 (т. 1 л.д. 82), согласно которому во исполнение решения Арбитражного суда Пермской области от 23.12.2005 по делу N А50-36224/2005, признаны недействительными пункты 1, 2 распоряжения Комитета по управлению имуществом Усольского района от 20.12.2002 N 71 “О передаче основных средств и МБП“, отменен пункт 1 распоряжения от 23.03.2006 N 24 “Об изменении распоряжения Комитета по управлению имуществом N 71 от 20.12.2002 “О передаче основных средств и МБП“, дополнен текст в строке “Скважина - водокачка“ приложение N 1 распоряжения Комитета по управлению имуществом Усольского района от 08.08.206 N 66 “О передаче имущества из хозяйственного ведения муниципальных предприятий“ текстом “г. Усолье, ул. Свободы, 168“.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2008 по делу N А50-13631/2008 (т. 2 л.д. 81-86), оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2009 (т. 2 л.д. 87-89), отказано в удовлетворении заявления Комитета по управлению имуществом Усольского
муниципального района Пермского края о признании недействительной государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости: на кирпичное здание мастерских, г. Усолье, ул. Свободы, 168, регистрационная запись от 07.12.2001 N 59-1-05-28/2001-390, кирпичное здание депо, г. Усолье, ул. Свободы, 168, регистрационная запись от 10.12.2001 N 59-1-05-28/2001-389, кирпичное здание ЛМУ, г. Усолье, ул. Свободы, 168, регистрационная запись от 07.12.2001 N 59-1-05-28/2001-388.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 22.10.2004 по делу N А50-11464/2004 (т. 1 л.д. 94) Усольское муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие признано банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство.

Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 59 N 004124581 от 28.04.2009 следует, что в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица - Муниципального пассажирского автотранспортного предприятия (МПАТП) - в связи с его ликвидацией на основании решения суда (т. 2 л.д. 118).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты от 22.04.2008 N 02/005/2008-920 (т. 1 л.д. 10) Муниципальному пассажирскому автотранспортному предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты недвижимости: кирпичное здание мастерских, кирпичное здание депо по р/ком, кирпичное здание ЛМУ, расположенные по адресу: Пермский край, г. Усолье, ул. Свободы, д. 168.

Заявитель, полагая, что Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю неправомерно восстановлены ранее существовавшие записи о праве хозяйственного ведения МПАТП на спорные объекты и аннулированы записи о принадлежащем МУП “Усольеавтотранс“ праве хозяйственного ведения на спорные объекты, обратился с настоящим заявлением в
арбитражный суд.

Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“). При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Вместе с тем, нарушения прав и законных интересов заявителя действиями регистрационного органа в данном случае судом апелляционной инстанции не усматривается.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 23.12.2005 по делу N А50-36224/2005 установлено, что изъятие Комитетом по управлению имуществом Усольского района Пермской области здания депо (литер З), здания мастерской (литер В В-6), здания ЛМУ (литера Б Б-1) произведено с нарушением законодательства. Непринадлежащее МПАТП на праве хозяйственного ведения имущество не могло быть изъято из его хозяйственного ведения, что свидетельствует о несоответствии распоряжения
Комитета по управлению имуществом Усольского района Пермской области от 20.12.2002 N 71 в данной части Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Этим же решением арбитражный суд обязал Комитет по управлению имуществом Усольского района Пермской области восстановить нарушенные права и интересы Усольского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия.

Под этой обязанностью понимается возврат в хозяйственное ведение объектов, изъятых по распоряжению Комитета по управлению имуществом Усольского района Пермской области N 71 от 20.12.2002, в том числе и спорных объектов недвижимости.

Таким образом, данное решение соответствует ч. 5 ст. 201 АПК РФ, содержит указание органу, вынесшему распоряжение, устранить допущенные нарушения и не содержит указаний органу, осуществляющему государственную регистрацию прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вступивший в законную силу судебный акт служит основанием для государственной регистрации прав (п. 1 ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации пав на недвижимое имущество и сделок с ним“).

Данное решение суда явилось основанием для восстановления записи о праве хозяйственного ведения по заявлению МПАТП.

Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что УФРС правомерно на основании вступившего в законную силу решения суда по делу N А50-36224/2005 восстановило ранее существовавшие в ЕГРП записи о праве хозяйственного ведения МПАТП на спорные объекты недвижимости.

Кроме того, согласно уточнениям к исковому заявлению (т. 2 л.д. 106-110), заявитель просит признать недействительной государственную регистрацию права хозяйственного ведения МПАТП на объекты недвижимости.

В данном случае заявитель фактически оспаривает право хозяйственного ведения МПАТП на спорные объекты недвижимости. По таким требованиям регистрационная служба не может являться надлежащим ответчиком.

Помимо этого, право хозяйственного ведения МПАТП прекращено 22.07.2008, в этот же день в ЕГРП внесены записи о праве собственности ООО “ФОРИСТ“ на спорные объекты, что подтверждается выписками из ЕГРП (т. 2 л.д. 14-16).

Частью 4 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что регистрационная запись в ЕГРП в отношении спорных объектов внесена 14.02.2008. С заявлением в арбитражный суд Комитет по управлению имуществом Усольского муниципального района обратился 11.06.2008, о чем свидетельствует штамп Арбитражного суда Пермского края на исковом заявлении (т. 1 л.д. 4).

Таким образом, заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на подачу данного заявления.

Уважительных причин пропуска установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока судом апелляционной инстанции не усматривается. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, носят открытый характер.

Пропуск заявителем трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении настоящего заявления (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05).

Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. подлежит возврату на основании ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 12.05.2009 по делу N А50-8027/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Комитету по управлению имуществом Усольского муниципального района из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 63 от 09.06.2009 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей).

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Г.Л.ПАНЬКОВА

Судьи

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Ю.В.СКРОМОВА