Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 N 17АП-4686/2009-АК по делу N А60-10442/2009 Поскольку вина заявителя не установлена, оснований для привлечения его к административной ответственности за отсутствие сертификатов соответствия электрической энергии не имеется.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2009 г. N 17АП-4686/2009-АК

Дело N А60-10442/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Риб Л.Х.,

судей Мещеряковой Т.И., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,

при участии:

от заявителя (ОАО “РСК“) - Маликова М.В. (представитель по доверенности от 15.04.2009 г., предъявлен паспорт);

от ответчика (МТУ Ростехнадзора по УФО) - представитель не явился;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;

рассмотрел
в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Открытого акционерного общества “Региональная сетевая компания“

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 мая 2009 года

по делу N А60-10442/2009,

принятое судьей Н.И.Ремезовой

по заявлению Открытого акционерного общества “Региональная сетевая компания“

к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

В Арбитражный суд Свердловской области обратилось ОАО “Региональная сетевая компания“ с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу от 19.03.2009 г. по делу N 13-02-09 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ.

Решением арбитражного суда от 13.05.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ в связи с тем, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, заявитель является сетевой организацией, электроэнергию сам не производит, деятельность по купле-продаже электрической энергии не осуществляет, следовательно, у него отсутствует обязанность по проведению сертификации электрической энергии.

Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представил, правом участия своего представителя в судебном заседании не воспользовался.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке,
предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.12.2008 г. N 13/2658 в период с 22.12.2008 г. по 26.12.2008 г. специалистом МТУ Ростехнадзора по УФО проведено плановое мероприятие по осуществлению государственного энергетического контроля (надзора) за деятельностью ОАО “Региональная сетевая компания“. По результатам проверки составлен акт-предписание N 1474-13-Ц-7 от 26.12.2008 г., которым Обществу в числе прочих мероприятий предписано в срок до 30.01.2009 г. составить план график мероприятий по проведению обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных нужд (л.д. 35).

12 февраля 2009 года на основании распоряжения от 02.02.2009 г. N 13/315 должностным лицом МТУ Ростехнадзора по УФО проведена проверка исполнения акта-предписания N 1474-13-Ц-7 от 26.12.2008 г., в ходе которой установлено, что сертификация соответствия электрической энергии проведена только по центрам питания Первоуральского РКЭС, сертификаты соответствия электрической энергии по центрам питания других РКЭС у Общества отсутствуют, не организован инспекционный контроль за качеством электрической энергии в сертифицированных электрических сетях Общества. Результаты проверки оформлены актом от 12.02.2009 г. N 13-П-05 (л.д. 52).

На основании данных проверки от 12.02.2009 г., уполномоченным должностным лицом МТУ Ростехнадзора по УФО в отношении Общества составлен протокол N 13-02-09 от 12.02.2009 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в котором указано, что Обществом нарушен п. 1.7.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и
сетей, а именно: отсутствие документации в соответствии с требованиями органов государственного контроля и надзора в части наличия сертификатов соответствия электрической энергии (л.д. 33).

Рассмотрев материалы дела, административный орган вынес постановление N 13-02-09 от 19.03.2009 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 9).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Указанные выводы суда являются недостаточно обоснованными.

В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из содержания протокола и постановления, Обществу вменяется нарушение п. 1.7.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229), а именно отсутствие на энергообъекте сертификатов соответствия электрической энергии.

Согласно п. 1.7.1 указанных Правил на каждом энергообъекте должны быть перечисленные в этом пункте документы, в том числе: документация в соответствии с требованиями органов государственного контроля и надзора.

Постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 г. N 36 утверждены “Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии“. В соответствии с разделом I этих Правил, настоящий
документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной и добровольной сертификации электрооборудования, проводимой органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. Кроме того, настоящий документ устанавливает правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, учитывая, что качество электрической энергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования.

Разделом VIII “Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии“ предусмотрены особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям.

На основании п. 8.1 раздела VIII Правил обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ и статьей 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей“.

Согласно п. 8.2 раздела VIII Правил объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

Пунктами 8.5, 8.10 раздела VIII Правил предусмотрено, что заявка на сертификацию электрической энергии в орган по сертификации направляется энергоснабжающей организацией, вместе с заявкой представляется заключение органа государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации о техническом состоянии электроустановок энергоснабжающей организации, влияющих на качество отпускаемой электрической энергии. Энергоснабжающая организация сообщает потребителю сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа по сертификации электрической энергии, выдавшего сертификат).

Таким образом, обязательной сертификации подлежит
электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязанность по проведению такой сертификации возложена на энергоснабжающие организации.

Как видно из материалов дела и административным органом не опровергнуто, Общество является сетевой организацией, само электроэнергию не производит и продажу электроэнергии гражданам не осуществляет.

Вместе с тем, актом-предписанием N 1474-13-Ц-7 от 26.12.2008 г. Обществу было предписано составить план график мероприятий по проведению обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных нужд.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ за невыполнение требований предписания, то есть Обществу вменяется непроведение в установленный предписанием срок сертификации электрической энергии.

С учетом изложенного, административный орган должен доказать и обосновать со ссылкой на соответствующие правовые нормы наличие у Общества обязанности проведения такой сертификации, однако в ходе производства по делу об административном правонарушении этого не сделано, оспариваемое постановление ссылок на соответствующие нормы не содержит.

Кроме того, в силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).

Из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности видно, что вопрос о виновности заявителя в совершении административного правонарушения в ходе административного производства не исследовался, фактически вина организации не установлена.

Оспариваемое постановление содержит только описание события правонарушения, констатацию факта выявленного нарушения, при этом причинно-следственная связь между действиями Общества и нарушениями требований закона не установлена.

Из материалов дела видно, что предписание об устранении нарушений выдано Обществу 26.12.2008 г. со сроком исполнения до 30.01.2009 г., повторная проверка проведена 12.02.2009 г. В ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган должен был исследовать и установить наличие у Общества возможности в указанные сроки, с учетом праздничных дней, провести сертификацию, а также установить, что заявителем для этого не были приняты все зависящие меры.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих
признаков административным органом.

С учетом изложенного, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, является недоказанным.

Таким образом, постановление Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу от 19.03.2009 г. по делу N 13-02-09 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2009 года по делу N А60-10442/2009 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу N 13-02-09 от 19.03.2009 г. о привлечении к административной ответственности ОАО “Региональная сетевая компания“ по ст. 9.11 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.Х.РИБ

Судьи

Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Т.С.НИЛОГОВА