Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 N 17АП-3147/2009-ГК по делу N А50-19341/2008 Денежные средства, перечисленные в районное подразделение Федерального казначейства по недействительной сделке, подлежат возмещению за счет бюджета соответствующего муниципального образования. Однако такое требование не подлежит удовлетворению по истечении срока исковой давности, исчисление которого начинается с момента перечисления денежных средств.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2009 г. N 17АП-3147/2009-ГК

Дело N А50-19341/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карповой Т.Е.,

судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,

при участии:

от истца (ЗАО “Центральный рынок“): Гергаулова А.М., доверенность от 27 января 2009 г., паспорт,

от ответчика (Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми): Митрофанова Ю.С., доверенность от 30 декабря 2008 г. N И-01-43-5424, удостоверение,

от ответчика (Департамент земельных отношений администрации города Перми): Митрофанова Ю.С., доверенность от 11 января 2009 г. N 4,

от третьего лица
(Департамент имущественных отношений администрации города Перми): не явились,

от третьего лица (Департамент финансов администрации города Перми): Зеленин О.А., доверенность от 26 декабря 2008 г. N 06-01/02-2380, паспорт,

от третьего лица (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю): не явился,

от третьего лица (Управление Федерального казначейства по Пермскому краю): не явился,

от третьего лица (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми): не явился,

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 13 марта 2009 года

по делу N А50-19341/2008,

принятое судьей Тюриковой Г.А.,

по иску ЗАО “Центральный рынок“

к Муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми,

третьи лица: Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент финансов администрации города Перми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми

о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

ЗАО “Центральный рынок“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о признании отказа Администрации города Перми в возврате денежной суммы, уплаченной по договору купли-продажи земельного участка N 126/58 от 08.10.2002 г., не соответствующим действующему законодательству, а также об обязании Администрации города Перми выплатить денежную сумму в размере 2 714 971 руб., уплаченную по указанному договору, и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере
1 236 743 руб. 67 коп.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных отношений администрации города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент финансов администрации города Перми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (определение от 29 января 2009 г.).

В порядке ст. 47 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми (определение от 16 февраля 2009 г.).

До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования: просит взыскать с Муниципального образования город Пермь в лице Администрации города Перми 2 714 971 руб. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 413 718 руб. 87 коп.

Определением суда от 11 марта 2009 г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент земельных отношений администрации города Перми.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2009 года с Муниципального образования город Пермь в лице Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу ЗАО “Центральный рынок“ взыскано 2 714 971 руб. неосновательного обогащения, 1 194 587 руб. 20 коп. процентов. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Департамент земельных отношений администрации города Перми (ответчик) с решением суда от 13 марта 2009 года не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять
по делу новый судебный акт. Департамент земельных отношений администрации города Перми полагает, что судом неправильно истолкован закон (п. 1 ст. 200, п. 1 ст. 401, п. 1 ст. 1102 ГК РФ), не применен закон, подлежащий применению (п. 2 ст. 69, п. 5 ст. 170 АПК РФ, решение Пермской городской Думы от 15.01.2002 г. N 5 “О бюджете города Перми на 2002 год“), применен закон, не подлежащий применению (решения Пермской городской Думы от 22.02.2005 г. N 25 “О бюджете города Перми на 2005 год“, от 31.01.2006 г. N 7 “О бюджете города Перми на 2006 год“). По мнению ответчика, Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми и Департамент земельных отношений администрации города Перми являются ненадлежащими ответчиками, поскольку денежных средств от истца не получали. Департамент полагает, что судебные акты по ранее рассмотренному делу (N А50-21623/2003) имеют преюдициальное значение для настоящего дела, поскольку при рассмотрении указанного дела установлено, что денежные средства, внесенные по договору купли-продажи земельного участка, поступили не в администрацию г. Перми, а в Отдел федерального казначейства по Ленинскому району г. Перми. Денежные средства по договору купли-продажи перечислены истцом в 2002 году, вместе с тем, судом не приведена ссылка на решение Пермской городской Думы от 15.01.2002 г. N 5 “О бюджете города Перми на 2002 год“. По мнению ответчика, оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется, поскольку Департамент, являясь бюджетной организацией, фактически денежными средствами не пользуется. Кроме того, по мнению ответчика, истцом пропущен срок исковой давности.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда оставить
без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец ссылается на то, что денежные средства, уплаченные ЗАО “Центральный рынок“ во исполнение обязательств по договору купли-продажи от 08.10.2002 г. N 126/58, направлены в бюджет Муниципального образования г. Пермь, ОФК по Ленинскому району г. Перми является получателем денежных средств в качестве оператора и не вправе распоряжаться ими. В соответствии с решением Пермской городской Думы N 210 от 12.09.2006 г. с 01.12.2006 г. Департамент имущественных отношений администрации города Перми реорганизован путем выделения из его состава Департамента земельных отношений администрации города Перми, который наделен полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками на территории г. Перми. По мнению истца, судебные акты по ранее рассмотренному делу (N А50-21623/2003) не имеют преюдициального значения для настоящего дела. Полагает, что срок исковой давности следует исчислять с момента получения отказа в возвращении денежных средств.

Департамент финансов администрации города Перми с доводами апелляционной жалобы ответчика согласен, полагает, что решение подлежит отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением Главы города Перми от 06.09.2002 г. N 2433 закрытому акционерному обществу “Центральный рынок“ предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 2233 кв. м под производственные здания по ул. Эпроновской, 4а, в квартале N 552 Ленинского района за счет городских земель (земли поселений) (л.д. 9).

08 октября 2002 года Администрацией города Перми (продавец) и ЗАО “Центральный рынок“ (покупатель) заключен договор N 126/58 купли-продажи земельного участка, в соответствии с
условиями которого продавец передал в собственность покупателя земельный участок площадью 2233 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Эпроновская, 4а, предназначенный под производственные здания (л.д. 12, 13). Выкупная цена земельного участка составила 2 714 971 руб. (п. 2.1).

Во исполнение условий указанного договора ЗАО “Центральный рынок“ перечислило на счет ОФК по Ленинскому району г. Перми 2 714 971 руб. по платежному поручению N 256 от 16.09.2002 г. (л.д. 54).

Право собственности ЗАО “Центральный рынок“ на земельный участок общей площадью 2233 кв. м, имеющий кадастровый номер 59:01:44 1 0552:0002 и расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Эпроновская, 4а, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.10.2002 г. (свидетельство о государственной регистрации права от 25.10.2002 г. - л.д. 10).

15.06.2004 г. земельный участок площадью 2233 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Эпроновская, 4а, передан по договору купли-продажи Биняминову И.Ш. (л.д. 14, 15).

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-12404/2005 г. договор от 15.06.2004 г. купли-продажи земельного участка признан недействительным (ничтожным).

Решением Арбитражного суда Пермской области от 24 октября 2006 г. по делу N А50-13309/2006 на земельный участок площадью 2233 кв. м, кадастровый номер 59:01:44 1 0552:0002, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Эпроновская, 4а, признано право федеральной собственности.

01.03.2007 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись N 59-59-01/003/2007-156 (л.д. 11).

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 07.12.2004 г. по делу N А50-21623/2003 договор купли-продажи земельного участка от 08.10.2002 г. признан недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку Администрация г.
Перми распорядилась земельным участком в нарушение требований Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.03.2005 г. вывод суда апелляционной инстанции о ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 08.10.2002 г. признан правомерным.

ЗАО “Центральный рынок“ ссылается на то, что с момента вступления в силу постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по делу N А50-21623/2003 ответчик необоснованно удерживает денежные средства в размере 2 714 971 руб., уплаченные во исполнение условий договора купли-продажи земельного участка от 08.10.2002 г. N 126/58.

Ответчик, не соглашаясь с исковыми требованиями, сослался на пропуск истцом срока исковой давности, а также на несостоятельность заявленных требований, так как, по мнению ответчика, Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми и Департамент земельных отношений администрации города Перми являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу.

С доводом Департамента земельных отношений администрации города Перми о том, что истцом пропущен срок исковой давности, следует согласиться.

Из смысла п. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом.

Между тем, как указано выше, суждение о ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 08.10.2002 г. N 126/58 содержится в постановлении суда апелляционной инстанции от 07.12.2004 г. по делу N А50-21623/2003, о чем истец не мог не знать в силу того, что в деле N А50-21623/2003 ЗАО “Центральный рынок“ было привлечено в качестве ответчика.

Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (п. 1 ст. 181 ГК РФ).

Началом исполнения
договора от 08.10.2002 г. N 126/58 следует считать дату оплаты земельного участка, т.е. 16.09.2002 г. (л.д. 24).

Истец обратился в суд 09.12.2008 г., т.е. за пределами срока исковой давности.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 413 718 руб. 87 коп. за период с 08.12.2004 г. по 09.12.2008 г. согласно расчету (л.д. 81).

В соответствии со статьей 207 ГК РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.).

Под дополнительные требования, указанные в статье 207 ГК РФ, подпадают также требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (пункт 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 15 от 12.11.2001 г. и Пленума ВАС РФ N 18 от 15.11.2001 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности“).

Таким образом, по требованию о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также истек срок исковой давности.

Довод ответчика о том, что Муниципальное образование город Пермь в лице Администрации города Перми и Департамент земельных отношений администрации г. Перми не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, не принимается судом во внимание.

Как следует из материалов, дела денежные средства в сумме 2 714 971 руб. перечислены истцом в бюджет города Перми на счет ОФК по Ленинскому району г. Перми.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета - это орган, осуществляющий в соответствии с законодательством
Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

Аналогичные полномочия администратора доходов бюджета закреплены в ст. 20 решения Пермской городской Думы от 28.08.2007 г. N 185 (в ред. от 23.09.2008 г.) “Об утверждении положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми“.

Решениями Пермской городской Думы “О бюджете города Перми на 2007 год“ от 28.11.2006 г. N 305 (в ред. решения Пермской городской Думы от 25.12.2007 г. N 309), “О бюджете города на 2008 год и на период до 2010 года“ от 27.11.2007 г. N 300 администратором доходов бюджета в части доходов от продажи земельных участков определено Управление земельных отношений администрации города Перми (в настоящее время - Департамент земельных отношений администрации города Перми).

Решением Пермской городской Думы “О бюджете города Перми на 2009 год“ от 23.12.2008 N 400 администратором доходов бюджета города на 2009 год определены в части доходов от
реализации имущества - Департамент имущественных отношений администрации города Перми, в части доходов от продажи земельных участков - Департамент земельных отношений администрации города Перми.

Кроме того, пунктом 4.4 Постановления администрации города Перми от 30.09.2008 г. N 972 “Об организации взаимодействия департамента финансов администрации города Перми, главных распорядителей бюджетных средств города Перми и муниципальных бюджетных учреждений при исполнении судебных актов по обращению взысканий на бюджетные средства города Перми“ установлено, что исполнение судебных актов о возврате из бюджета города Перми ранее зачисленных в доход бюджета города Перми денежных средств, вытекающих из признания сделки недействительной (в том числе вследствие неосновательного обогащения), осуществляется главным администратором (администратором) доходов бюджета города Перми на основании принятого им решения о возврате данных средств за счет уменьшения доходной части бюджета города Перми.

С учетом изложенного, решение суда от 13 марта 2009 года по делу N А50-19341/2008 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Поскольку органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ), судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 13 марта 2009 г. по делу N А50-19341/2008 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ЗАО “Центральный рынок“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.Е.КАРПОВА

Судьи

Л.Ф.ВИНОГРАДОВА

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА