Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 17АП-1659/2009-АК по делу N А50-1579/2009 Неустановление обществом класса опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека) является основанием для привлечения к административной ответственности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2009 г. N 17АП-1659/2009-АК

Дело N А50-1579/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Мещеряковой Т.И.,

судей Ясиковой Е.Ю.,

Риб Л.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью “Пермнефтегазпереработка“: Поляков С.Б. (паспорт, доверенность от 26.12.2007 г.), Анисимова А.И. (паспорт, доверенность от 25.11.2008 г.),

от ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю: Озерова Э.А. (удостоверение N 000320, доверенность от 02.02.2009 г.), Евдошенко В.С. (удостоверение N 000495, доверенность от 09.02.2009 г.),

(лица, участвующие
в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью “Пермнефтегазпереработка“

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 12 февраля 2009 года по делу N А50-1579/2009,

принятое судьей Дубовым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Пермнефтегазпереработка“

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Пермнефтегазпереработка“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления от 18.12.2008 г. N 2874у по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - управление, административный орган), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.02.2009 г. (резолютивная часть решения объявлена 12.02.2009 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы общество указывает на недоказанность наличия в его действиях события правонарушения, выразившегося в необеспечении определения класса опасности отходов (п. 2, 2.9 СП 2.1.7.1386-03), поскольку фактически класс опасности отходов обществом определен в санитарно-эпидемиологическом заключении N 298 от 29.10.2004 г. Также общество считает
необоснованными выводы суда первой инстанции о необеспечении обществом разработки проекта обращения с отходами, поскольку у общества имеются утвержденный главным инженером общества проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные уполномоченным государственным органом лимиты на размещение отходов. Кроме того, по мнению общества, нормативно-правовой акт, регулирующий порядок утверждения и содержания спорного проекта, отсутствует. Также общество полагает, что его вина в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку обществом предприняты все возможные меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, а именно: утверждены классы опасности отходов, получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности общества нормативам.

Представители общества в судебном заседании доводы жалобы поддержали, указывают на то, что события нарушений, указанных в постановлении, управлением не доказаны, в связи с чем привлечение общества к административной ответственности является необоснованным.

Управление с апелляционной жалобой не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на доказанность в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в том числе событий, которые общество оспаривает в апелляционной жалобе, и отсутствие существенных нарушений при проведении проверки и привлечении общества к ответственности.

Представители управления в судебном заседании доводы отзыва поддержали, считают, что общество привлечено к административной ответственности правомерно.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, с 05.11.2008 г. по
04.12.2008 г. сотрудниками управления на основании распоряжения N 1829 от 27.10.2008 г. (л.д. 122-124) проведены плановые мероприятия по контролю за соблюдением обществом санитарного законодательства Российской Федерации, оформленные, в том числе актом по результатам плановых мероприятий по надзору от 04.12.2008 г. (л.д. 84-105), в ходе которых выявлен ряд нарушений обществом норм санитарного законодательства.

На основании вышеуказанного акта уполномоченным лицом управления 11.12.2008 г. в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 11-12), в котором зафиксировано, что общество допустило нарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Данный протокол послужил основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 18.12.2008 г. N 2874у (л.д. 7-9) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб., в котором указано на то, что общество допустило нарушения положений Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, СП 2.1.7.1386-03 “Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления“, СанПиН 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления“, поскольку им не обеспечено определение класса опасности отходов в соответствии с требованиями санитарных правил и не разработан проект обращения с отходами, определяющий порядок временного складирования и транспортировки отходов производства и потребления.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой
инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах) отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, и обществом по существу не оспаривается, что им, на основании лицензии N ОТ-48-000219 (59) осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве,
транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; выполнять другие обязанности, возложенные настоящим Законом на юридических лиц.

Пунктом 1 ст. 2 Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 32 Закона производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства продукции, выполнения работ осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и(или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 г. N 144 утверждены Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), которые устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2). Указанные Правила являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления (п. 1.4).

В соответствии с требованиями, указанными в Санитарных правилах 2.1.7.1386-03, отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности. Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями. При этом состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.

Из изложенного
следует обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства, соблюдать требования санитарных норм, в том числе устанавливать класс опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека).

Как правомерно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом допущено неустановление класса опасности отходов производства по степени их токсичности (степени воздействия на человека), что является нарушением требований СП 2.1.7.1386-03 “Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления“.

То обстоятельство, что на предприятии не осуществляется отнесение отходов производства по классам опасности в целях оценки воздействия на человека, представителями заявителя не опровергнут.

Ссылка жалобы на отсутствие в действиях общества события указанного правонарушения, поскольку классы опасности отходов определены в санитарно-эпидемиологическом заключении N 298 от 29.10.2004 г., судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованная.

В силу ст. 22 Закона установление классов опасности для окружающей среды опасных отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786, Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 N 511, не исключает обязанность юридических лиц подтвердить отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном СП 2.1.7.1386-03.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что в действиях общества имеется объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.

Также суд первой инстанции обоснованно указал на наличие в действиях общества события правонарушения, выразившегося в не обеспечении разработки проекта обращения с отходами, определяющего порядок временного
складирования и транспортировки отходов производства и потребления.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу п. 3.1 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Пунктом 5.2 указанных СанПиН установлено, что предпроектная, проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что проект развития промышленного предприятия или самостоятельный проект обращения с отходами, определяющие порядок временного складирования и транспортировки отходов производства и потребления у общества отсутствует, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события спорного правонарушения.

Доказательств того, что у общества имеется проект обращения с отходами, или иной документ, регулирующий вопросы временного складирования и транспортировки отходов производства и потребления, в материалах дела не имеется, суд апелляционной инстанции обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

То обстоятельство, что у общества имеются утвержденный главным инженером общества проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные уполномоченным государственным органом лимиты на размещение отходов, не освобождает общество от обязанности иметь проект, предусматривающий порядок временного складирования и транспортировки отходов производства и потребления.

Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.

Таким образом, материалами
дела полностью подтверждено наличие в действиях заявителя событий правонарушений, указанных в оспариваемом постановлении, в связи с чем выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения являются правильными.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество имело возможность соблюдать санитарные правила и нормы, на которые, как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, имеется ссылка в программе производственного контроля общества, но не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на их соблюдение. Доказательств обратного суду не представлено.

Доводы общества об отсутствии вины судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции согласен с соответствующим выводом суда первой инстанции и считает, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, в действиях общества административным органом доказан и находит подтверждение материалами дела.

Таким образом, характер и объем допущенных обществом нарушений являются бесспорным основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, при рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно указал на вынесение оспариваемого постановления уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, при отсутствии существенных процедурных нарушений.

Указанные выводы суда первой инстанции обществом не оспариваются.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, им
дана надлежащая правовая оценка и сделаны обоснованные выводы об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 12 февраля 2009 года по делу N А50-1579/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Пермнефтегазпереработка“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи

Е.Ю.ЯСИКОВА

Л.Х.РИБ