Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.07.2009 по делу N А49-5009/2009 Исковые требования о привлечении к административной ответственности подлежат удовлетворению, поскольку факт осуществления обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований законодательства доказан материалами дела.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 2009 г. по делу N А49-5009/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2009 года

Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области (442895, Пензенская область, г. Сердобск, ул. Красная, 41; 440052, г. Пенза, ул. Богданова, 7) к ООО “СТК“ (442893, Пензенская область, г. Сердобск, ул.Сережникова, 10) о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании: от заявителя старшего помощника прокурора Беляковой Л.Н. (удостоверение ТО N 087978),

от ответчика директора Шемина В.В. (паспорт),

установил:

прокурор Сердобского района Пензенской области обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Сердобская
транспортная компания“ (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В письменном отзыве по делу Общество с заявленными требованиями согласилось частично, указывая, что медицинский осмотр водителей осуществляется штатным медицинскими работниками с помощью прибора “Алкотестер“, рекомендованного Минздравом России. В настоящее время заключен договор на переподготовку медработников с выдачей соответствующего сертификата. Инструктажи по безопасности водителей проводятся регулярно, о чем делаются соответствующие записи в журнале. Об изменении погодных условий водитель предупреждается персонально, в путевом листе ставится соответствующий штамп о состоянии погоды. Места расположения пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов автовокзалов и автостанций указаны в паспортах маршрутов, находящихся у водителей. График режима труда и отдыха водителей утверждается ежемесячно и доводится до сведения водителей под роспись. Контроль за режимом труда и отдыха водителей ведется, на что указывают учетные карточки. Контроль за техническим состоянием транспортных средств, за исключением определения суммарного люфта рулевого управления и определения глубины износа протектора шин, организован. Также ведутся работы по техническому обслуживанию транспортных средств и их учет.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель Общества поддержал свои возражения, изложенные в письменном отзыве на заявление. Одновременно сообщил, что выявленные в ходе проверки факты несоблюдения режима труда и отдыха у водителей Мусатова Н.И. и Неграй А.Ф., не отрицает.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к следующему.

Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании свидетельства о государственной регистрации от
19.12.07 серии 58 N 001243347, выданного Межрайонной ИФНС РФ N 4 по Пензенской области, и лицензии сроком действия с 21.02.08 по 20.02.13 регистрационный номер АСС 58 27008, выданной 21.02.08 УГАДН по Пензенской области.

С 10.06.09 по 17.06.09 помощником прокурора Сердобского района Пензенской области совместно с должностным лицом УГАДН по Пензенской области проведена внеплановая проверка ведения Обществом лицензируемой деятельности. В ходе проверки установлено неисполнение лицензионных условий, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Так, Обществом не обеспечены:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Письмо Минздрава РФ от N 2510/9468-03-32 “О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств“ имеет дату 21.08.2003, а не 29.01.2002.

организация медицинского осмотра водителей. Медицинские работники Общества Коняхина Г.В. и Лобачева Т.А., осуществляющие проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, не имеют сертификата на осуществление данного вида медицинской деятельности - нарушены статья 23 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, пункт 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом России и Минтрансом России от 29.01.02;

надлежащее оформление путевых листов. Так, в путевых листах N 002477 от 13.05.09, N 002476 от 12.05.09, N 002491 от 14.05.09, N 002516 от 15.05.09 отсутствует фамилия, имя и отчество медицинского работника, проводившего соответствующий осмотр - нарушен пункт 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.08 N 152;

проведение инструктажей водителей Общества об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации ДТП на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны
транспортных средств; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; местах расположения пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей; об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения - нарушен пункт 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27;

контроль режима труда и отдыха водителей. Не установлены особенности режима труда и отдыха, рабочее время водителей более 8 часов. Графики работы водителей на июнь-июль 2009 года не разработаны, до сведения водителей не доведены. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха менее двойной продолжительности времени работы в предшествующих отдыху рабочий день (смену), что подтверждается путевыми листами на водителя Мусатова Н.И. N 002476 от 12.05.09, N 002477 от 13.05.09, N 002491 от 14.05.09 и на водителя Неграй А.Ф. N 002596 от 19.05.09, N 002614 от 20.05.09 - нарушены пункт 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, и пункты 4, 7, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.04 N 15;

проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТО-1 и ТО-2) транспортных средств. Не представлены документы (наряды, заявки, учет расхода запасных частей и материалов, карточки проведения технического обслуживания и ремонта), подтверждающие фактическое проведение технического обслуживания и ремонта (согласно перечню регламентных работ) транспортных средств в объемах, предусмотренных требованиями инструкций заводов-изготовителей, в
том числе ПАЗ-3205 R гос.номер АН354/58, ПАЗ-423400 гос. номер АН376/58 - нарушены статьи 16, 18, 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ и пункты 1.8, 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденное Минавтотрансом РСФСР от 20.09.84);

контроль технического состояния транспортных средств перед выпуском на линию и по возвращении к месту хранения. В наличии нет необходимого инструмента и оборудования для проведения контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращению к месту хранения (оборудование для проверки эффективности работы тормозной системы, инструмент для проверки суммарного люфта рулевого управления, устройство для проверки работы внешних световых приборов, инструмент для проверки глубины протектора шин отсутствуют) - нарушен раздел 4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов).

Перечисленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.06.09 N 378 и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.06.09, в котором деяния Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При проведении проверки, составлении акта и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель Общества, который представил свои возражения.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более
восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Понятие “лицензионные требования и условия“ как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, содержится в статье 2 Закона N 128-ФЗ.

Порядок лицензирования указанного выше вида деятельности, а также лицензионные требования при ее осуществлении определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06 N 637 (далее - Положение), в законах и иных нормативных правовых актах в области транспорта в части требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт “б“ пункта 4 Положения), а также в статье 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ в части установления основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении указанного вида деятельности (подпункт “в“ пункта 4 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В силу пункта 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом России и Минтрансом России от 29.01.02, предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается и не оспаривается представителем Общества факт отсутствия у медицинских работников Общества Коняхиной Г.В. и
Лобачевой Т.А. сертификатов специалистов.

При таких обстоятельствах данное нарушение обоснованно вменено Обществу как нарушение установленных законодательством лицензионных требований.

Довод ответчика о наличии у медицинских работников медицинского образования, освидетельствование ими водителей с помощью алкометров и заключение договора с НОУ “Учебный центр психотерапии и развития личности“ с целью обучения их по программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, отклоняется судом, поскольку действующее законодательство содержит указание на возможность осуществления предрейсовых медицинских осмотров водителей только медицинскими работниками, имеющими сертификат специалиста, либо медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию.

Требования к заполнению путевых листов установлены приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.08 N 152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“. В силу пункта 16 приказа в путевом листе медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, проставляются даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя и заверяются штампом и подписью медицинского работника с указанием фамилии, имени и отчества.

Факт отсутствия в выданных Обществом путевых листах N 002477 от 13.05.09, N 002476 от 12.05.09, N 002491 от 14.05.09, N 002516 от 15.05.09 фамилии, имени и отчества медицинского работника, проводившего медицинский осмотр подтверждается материалами дела об административном правонарушении и не оспаривается представителем Общества (л.д. 65, 66, 68, 70).

Таким образом, данное нарушение также обоснованно вменено в вину Обществу как нарушение установленных лицензионных требований.

Пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), установлено, что организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией,
в том числе об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Из материалов дела следует, что Обществом ведутся журналы следующих инструктажей: вводного, на рабочем месте, по безопасности вождения, по безопасности движения с водителями, выезжающими за пределы области и при перевозке детей, а также о предрейсовом и послерейсовом осмотре общественного транспорта в целях недопущения совершения терактов.

Вместе с тем представленные журналы учета инструктажей не позволяют установить ни содержание проведенных инструктажей, ни вопросы, которые должны быть освещены в них в соответствии с пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения. Инструкции на конкретные виды инструктажей Обществом ни в ходе проведения проверки, ни при вынесении постановления, ни в ходе рассмотрения дела в суде не представлены. Поэтому заявитель обоснованно включил данное нарушение в постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Подтвержденным суд находит и факт несоблюдения Обществом режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с
учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.04 N 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения). Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (пункт 25 Положения).

Представленными в дело путевыми листами N 002488 от 14.05.09 (начало работы - 5 час. 30 мин., окончание - 17 час. 00 мин.) и N 002510 от 15.05.09 (начало работы - 6 час. 15 мин., окончание - 18 час. 05 мин.), выданными водителю Неграй А.Ф., подтверждается, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя меньше двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. Путевыми листами N 002614 от 20.05.09 (начало работы - 7 час. 40 мин., окончание - 21 час. 00 мин.), N 002635 от 21.05.09 (начало работы - 5 час. 20
мин., окончание - 18 час. 00 мин), N 002653 от 22.05.09 (начало работы - 5 час. 50 мин., окончание - 20 час. 10 мин) подтверждается, что продолжительность рабочей смены водителя составляет более 12 часов (л.д. 80, 82, 83).

Пунктами 4.2, 1.8 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организации и предприниматели - водители обязаны обеспечить соответствие технического состояния и оборудования и транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. При этом если организации, а также водители - предприниматели, не обладают необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, они обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

Нарушение указанных норм также подтверждается представленными в дело документами.

Доводы Общества о проведении технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) не принимаются судом. Представленный Обществом журнал проведения ТО-1 и ТО-2 на автомобилях содержит отметки о проведении технического обслуживания только с 12.05.09. Журнал не позволяет определить лицо, осуществлявшее техническое обслуживание, и наличие у этого лица необходимой производственно-технической базы для осуществления указанной деятельности, а также виды работ по техническому обслуживанию, проведенные данным лицом. Более того, из журнала следует, что техническое обслуживание (ТО-2) автомобилей ПАЗ 3205R гос. номер АН 354/58 1998 года выпуска и ПАЗ 423400 гос. номер АН 378/58 2005 года выпуска осуществлено 01.07.09, то есть после проведения проверки и однократно за весь период эксплуатации автомобилей. Данных об учете пробега автобусов и прохождении технического обслуживания до указанной даты Обществом не представлено.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организации обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств. Согласно пункту 3 раздела “Ежедневное техническое обслуживание автомобилей (прицепов и полуприцепов)“ Приложения N 5 к Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минтранса РСФСР 20.09.84, ежедневного техническое обслуживание включает внешний осмотр состояние гидроусилителя рулевого управления, проверку люфта рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес. Согласно пункту 5.2.3 ГОСТ Р проверка люфта рулевого колеса осуществляется с использованием приборов для определения суммарного люфта в рулевом управлении.

Материалами дела также подтверждается и представителем Общества не оспаривается отсутствие у последнего прибора для проверки суммарного люфта рулевого управления.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления Обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, предусмотренных приведенными выше законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности. Перечисленные в акте и постановлении нарушения являются основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд находит требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание характер допущенных нарушений, суд считает возможным назначить Обществу наказание в минимальном размере санкций, предусмотренном кодексом, а именно: 30000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью “Сердобская транспортная компания“ (место нахождения: Пензенская область, г. Сердобск, ул.Сережникова, 10; свидетельство о государственной регистрации серии 58 N 001243347 от 19.12.07 выдано МИФНС России N 4 по Пензенской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать административный штраф в размере 30000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель - УФК по Пензенской области (Прокуратура Пензенской области), ИНН 5836010138, КПП 583701001, р/счет 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области г. Пенза, БИК 045655001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 56401000000 - с представлением доказательств уплаты штрафа арбитражному суду и заявителю в указанный выше срок.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.