Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 29.12.2009 N ВАС-17005/09 по делу N А17-1872/2009 В передаче дела по заявлению о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку учреждение выполняет функции надзорного органа, осуществляющего контрольные мероприятия по соблюдению организациями и гражданами ветеринарно-профилактических требований, на него не может быть возложена ответственность за нарушение сельхозпредприятием порядка карантирования животных.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 декабря 2009 г. N ВАС-17005/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Пановой И.В., судей Дедова Д.И., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям (153007, г. Иваново, ул. Молодых рабочих, д. 1) от 02.12.2009 N 08и-46-186/908 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009 по делу N А17-1872/2009, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2009 по
тому же делу

установила:

государственное учреждение Ивановской области “Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных“ (153531, Ивановская область, Ивановский район, д. Коляново, ул. Садовая, д. 36; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области (далее - управление) от 31.03.2009 N 02-01/0088 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2009 указанные судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора управление просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильную оценку судами обстоятельств дела, в том числе на то, что суды неправильно применили часть 1 статьи 10.6 КоАП РФ. По мнению управления, учреждение является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку его Уставом предусмотрена реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, а также оказание платных услуг по диагностике, лечению животных и ветеринарному обслуживанию учреждений. Таким образом, согласно действующему законодательству в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области вправе в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, ветеринарного благополучия территории Российской Федерации, животного мира, осуществлять контроль и надзор за деятельностью ГУ Ивановской области “Ивановская районная станция по
борьбе с болезнями животных“. Кроме того, согласно условиям договора, заключенного между СПК “Иванцево“ и учреждением, на основании которого последнее оказывает услуги по выполнению ветеринарных и противоэпизоотических мероприятий, ГУ Ивановской области “Ивановская районная станция по борьбе с болезнями животных“ имеет обязанности по осуществлению карантирования животных, а также несет ответственность за последствия таких действий.

Оспариваемые судебные акты мотивированы тем, что учреждение не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку само выполняет функции надзорного органа, осуществляющего контрольные мероприятия, а возложение ответственности на учреждение противоречит действующему ветеринарному законодательству.

Кроме того, субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.

Пунктами 5 и 11 Правил ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 23.04.1979 (далее - Правила ветеринарной обработки животных) предусмотрено, что выполнение мероприятий по профилактическому карантинированию осуществляется на базах племобъединений либо в хозяйствах покупателей.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 “О ветеринарии“ (далее - Закон) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Обязанность по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержании в надлежащем состоянии животноводческих помещений и сооружений для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, недопущению загрязнения окружающей среды отходами животноводства возложена на владельцев животных.

Учреждение выполняет функции надзорного органа, осуществляющего контрольные
мероприятия по соблюдению организациями и гражданами ветеринарно-профилактических требований, на него не может быть возложена ответственность за нарушение сельхозпредприятием порядка карантирования животных.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Рассмотрев доводы управления и, изучив судебные акты, коллегия судей полагает, что они не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А17-1872/2009, Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2009, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009, постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2009, отказать.

Председательствующий судья

И.В.ПАНОВА

Судья

Д.И.ДЕДОВ

Судья

С.В.САРБАШ