Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 29.12.2009 N ВАС-16741/09 по делу N А05-583/2009 В передаче дела по иску о взыскании убытков, равных рыночной стоимости квартир, предоставленных участковым уполномоченным милиции, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку в силу закона возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении расходов органа местного самоуправления.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 декабря 2009 г. N ВАС-16741/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи С.В. Сарбаша, судей Д.И. Дедова и Т.Н. Нешатаевой рассмотрела в судебном заседании заявление Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ул. Ильинка, 9, г. Москва; ул. К. Либкнехта, 2, г. Архангельск, 163000) о пересмотре в порядке надзора решения от 27.04.2009, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2009 по делу N А05-583/2009 Арбитражного суда Архангельской области по иску администрации муниципального образования
“Город Коряжма“ (пр. Ленина, 29, г. Коряжма, Архангельская область) (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и к Министерству внутренних дел Российской Федерации (ул. Житная, 16, г. Москва, 119049) (далее - МВД РФ) о взыскании 4 200 000 рублей убытков, равных рыночной стоимости квартир, предоставленных участковым уполномоченным милиции в соответствии с нормами статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон “О милиции“).

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.07.2009 указанное решение отменил и взыскал убытки, равные рыночной стоимости квартир, предоставленных участковым уполномоченным милиции, которые были приватизированы последними и выбыли из состава собственности муниципального образования “Город Коряжма“.

Постановлением от 29.10.2009 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указанное постановление апелляционной инстанции оставил без изменений.

Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались нормами статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации, гарантирующими полную компенсацию из федерального бюджета дополнительных расходов органа местного самоуправления.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин РФ просит их отменить и принять новый судебный акт, которым отказать администрации в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с неправильным применением норм права, поскольку обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и проживающих на территории муниципального образования, в том числе и участковых уполномоченных милиции, относится к компетенции органа местного самоуправления. В связи с чем расходы по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции не являются дополнительными расходами, а соответственно и убытками органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 299
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив оспариваемые судебные акты и рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, не находит названных оснований.

Согласно статье 30 Закона “О милиции“ сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, во исполнение решений Коряжемского городского суда администрация выделила участковым уполномоченным милиции 4 квартиры по договорам социального найма, 3 из которых впоследствии были приватизированы.

Механизм и источники финансирования расходов администрации по предоставлению квартир участковым уполномоченным Ф.И.О. не разработаны, в связи с чем обеспечение их квартирами за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у последнего убытков.

При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о компенсации расходов администрации за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Изложенные в заявлении доводы, в том числе довод о превышении площади фактически предоставленных квартир по сравнению с площадью, указанной в решениях суда, исследованы судебными инстанциями и им дана соответствующая правовая оценка.

Каких-либо новых аргументов Минфин в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора не приводит, а настаивает на переоценке доказательств и иной трактовке норм законодательства, в частности, регулирующих деятельность органов местного самоуправления, основания предоставления квартир участковым уполномоченным милиции, что не может являться основанием для пересмотра дела в
порядке надзора.

Сведений о наличии иного толкования и применения соответствующих норм права судами Минфин РФ в заявлении не привел.

Между тем, до обращения заявителя с оспариванием судебных актов во всех инстанциях, по данному вопросу толкования и применения норм права сложилась устойчивая и единообразная судебная практика, в том числе в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, что свидетельствует о заведомо необоснованном оспаривании судебных актов государственным органом.

В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2009, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2009 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.10.2009 по делу N А05-583/2009, а не решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 и постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 по делу А65-5201/2009-СГ3-33.

в передаче дела N А65-5201/2009-СГ3-33 Арбитражного суда Республики Татарстан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 15.06.2009, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2009 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

С.В.САРБАШ

Судья

Д.И.ДЕДОВ

Судья

Т.Н.НЕШАТАЕВА