Решения и постановления судов

Определение ВАС РФ от 26.11.2009 N ВАС-14745/09 по делу N А26-840/2009 В передаче дела по заявлению о признании недействующим постановления государственного органа о государственном регулировании тарифов на электрическую энергию для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям действующего законодательства РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2009 г. N ВАС-14745/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества “Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат“ б/д, б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2009 по делу N А26-840/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2009 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества “Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат“ (г. Сегежа, далее - комбинат) о признании недействующим постановления государственного комитета Республики Карелия
по энергетике и регулированию тарифов от 03.12.2008 N 200 “О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию для потребителей открытого акционерного общества “Карельская энергосбытовая компания“ (далее - постановление N 200) в части утверждения одноставочного тарифа для прочих потребителей с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000 в размере 2 037 руб. /тыс. кВтч (с учетом уточнения заявления).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Карельская энергосбытовая компания“ (далее - общество).

Суд

установил:

решением от 06.05.2009, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Суды исходили из соответствия оспариваемого нормативного правового акта положениям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Закон N 35-ФЗ), Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).

В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов комбинат просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в применении норм материального и процессуального права.

Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судами установлено, что постановлением N 200 установлены и введены с 01.01.2009 в действие тарифы на электрическую энергию для потребителей общества в зоне деятельности, определенной постановлением государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее - комитет) от 10.10.2006 N 137.

Комбинат относится к прочим потребителям общества, которое получает электрическую энергию в диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования заявленной мощности от 6001 до 7000.

Для данной категории потребителей с 01.01.2009 установлен одноставочный тариф в размере 2 037 руб./тыс. кВтч, на 2008 год тариф для указанной категории потребителей составлял 1 412 руб./тыс. кВтч.

Для комбината величина одноставочного тарифа увеличена на 44 процента, для прочих потребителей, получающих электрическую энергию в диапазоне высокого напряжения с иным годовым числом часов использования заявленной мощности - от 7001 и выше, рост величины одноставочного тарифа на электрическую энергию составил 8 процентов.

Ссылаясь на непропорциональный рост тарифов, установленных для разных групп потребителей по сравнению с тарифами, действовавшими в 2008 году, комбинат обратился в суд с настоящим заявлением.

Довод комбината об установлении постановлением N 200 льготных цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для отдельных потребителей, неоснователен.

Согласно пункту 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы
по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности.

Следовательно, тарифы для потребителей, использующих заявленную мощность в различных диапазонах годового числа часов, дифференцируются и не могут быть одинаковыми.

Исходя из абзаца 6 пункта 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ и пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установление и применение для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию обусловлено указанием в законодательстве Российской Федерации потребителей, в отношении которых установлено право на льготы. Регулирующий орган в отношении таких потребителей должен принять соответствующее решение и указать основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.

Между тем суды установили, что действующим законодательством не предусмотрены льготы для категории потребителей, получающих электрическую энергию на диапазоне с годовым числом использования заявленной мощности от 7001 и выше.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для утверждения заявителем об установлении льготных тарифов для одних потребителей за счет повышения тарифов другим потребителям только
в связи с тем, что одни из них (тарифов) выше, а другие - ниже, судебная коллегия считает правильным.

Кроме того, суды учли, что согласно письму Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 30.04.2009 N 04-03/1213 комитет не обращался в это управление с целью согласования постановления N 200, в том числе и в части установления тарифов в отношении группы потребителей, получающих электроэнергию в диапазоне высокого напряжения с годовым числом часов использования мощности от 7001 и выше.

Ссылке заявителя на то, что факт не обращения комитета в управление еще не свидетельствует о не установлении постановлением N 200 льготных тарифов, уже была дана оценка судами с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих факт установления льготных тарифов.

При этом суды учли отсутствие доказательств, подтверждающих, что утвержденные постановлением N 200 тарифы на электрическую энергию в среднем превысили установленный Федеральной службой по тарифам предельный максимальный уровень тарифов по Республике Карелия на 2009 год.

Довод комбината о наличии доказательств, подтверждающих, что установленные оспариваемым нормативным правовым актом тарифы превысили предельный максимальный уровень тарифов по Республике Карелия на 2009 год, установленный Федеральной службой по тарифам, направлен на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами.

Ссылка заявителя на необоснованное отклонение судом его ходатайства о назначении экспертизы для выяснения вопросов, касающихся экономической обоснованности утвержденных тарифов, не
принимается.

Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.

С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А26-840/2009 Арбитражного суда Республики Карелия для пересмотра в порядке надзора решения от 06.05.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2009 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Судья

О.Ю.ШИЛОХВОСТ