Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2009 N 44-Г09-33 Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 11.08.2009, которым удовлетворено заявление о признании недействующим постановления правительства Пермского края от 08.04.2009 N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 ноября 2009 г. N 44-Г09-33

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.

судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 11 августа 2009 года, которым постановлено:

признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Пермского края от 08.04.2009 года N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.,
полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 08.04.2009 года N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“, сославшись на то, что оно противоречит федеральному законодательству и принято с нарушением компетенции исполнительного органа государственной власти Пермского края.

Решением Пермского краевого суда от 11 августа 2009 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Пермского края просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что не имеется оснований для отмены решения суда.

Из дела видно, что 08 апреля 2009 года Правительством Пермского края принято постановление N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“, официально опубликованное в “Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края“, N 14, 13.04.2009.

Постановлением предусмотрено:

1. Установить за счет средств бюджета Пермского края дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук (далее - доктор наук), в виде:

социальных выплат докторам наук, работающим в государственных высших учебных заведениях, в возрасте до 65 лет;

доплат к пенсиям неработающим докторам наук, уволенным в связи с выходом на пенсию.

2. Включить в реестр расходных
обязательств Пермского края расходы на финансирование предоставления дополнительных мер социальной поддержки докторам наук на 2009 - 2012 годы в следующих размерах:

на 2009 год - 143372,0 тыс. рублей;

на 2010 год - 191095,0 тыс. рублей;

на 2011 год - 191095,0 тыс. рублей;

на 2012 год - 191095,0 тыс. рублей.

Суд, признавая недействующим приведенное постановление, пришел к выводу, что оно принято с превышением полномочий, предоставленных краевым законодательством высшему исполнительному органу государственной власти Пермского края.

Вывод суда, изложенный в решении, соответствует требованиям закона, материалам дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

Оспариваемое постановление, как видно из его преамбулы, принято в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и в целях развития государственной политики в сфере развития высшего профессионального образования на территории Пермского края.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац 5 статьи 26.3.1).

Вопрос о законодательном разграничении полномочий органов государственной власти Пермского края на осуществление нормативного правового регулирования, в том числе на принятие оспариваемого акта, регламентирован Уставом Пермского края, согласно части 4 статьи 31 которого распределение полномочий между органами законодательной и исполнительной власти края определяется законами Пермского края и актами губернатора Пермского края.

Статьями 3 и 4 Закона Пермского
края от 6 марта 2007 года N 8-ПК “О Законодательном Собрании Пермского края“ закреплено положение о том, что Законодательное Собрание осуществляет свои полномочия в пределах совместного ведения Российской Федерации и Пермского края и предметов ведения Пермского края. Одной из основных задач Законодательного Собрания является обеспечение законодательного регулирования общественных отношений в пределах указанных предметов ведения. Статьей 20 того же Закона (пункт “и“) предусмотрено полномочие данного органа края на осуществление нормативного правового регулирования в области мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения и образования на территории края.

Что касается полномочий краевого Правительства, то они определены Законом Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК “О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края“. Статьей 11 этого Закона определено, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края и в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями. В статье 17 того же Закона приведен перечень полномочий Правительства Пермского края и среди них не названо право на установление мер социальной поддержки и социального обслуживания, поддержки семей, развития образования на территории края.

Таким образом, краевым законодательством Правительству Пермского края не предоставлено права на осуществление оспариваемого нормативного
правового регулирования. Не закреплено такого полномочия и федеральным законодательством.

Сравнительный анализ оспариваемого акта с краевыми и федеральными нормами, имеющими большую юридическую силу, приводит к выводу о том, что постановление от 08.04.2009 года N 208-п “Об установлении за счет бюджета Пермского края дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям лиц, которым присуждены ученые степени доктора наук“ принято с нарушением полномочий Правительства Пермского края.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно пунктам 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“, если судом установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты с нарушением полномочий органа, его издавшего, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими, и суд вправе принять такое решение без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы Правительства Пермского края, изложенные в его кассационной жалобе, не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.

В силу изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пермского краевого суда от
11 августа 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.