Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2009 N 49-В09-14 В данном случае период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2009 г. N 49-В09-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Корчашкиной Т.Е.

судей Гуляевой Г.А. и Колычевой Г.А.

рассмотрела в судебном заседании 22 октября 2009 г. гражданское дело по иску Ф.И.О. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по надзорной жалобе Гильмуллиной Ф.А. на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 года, которым решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г. в части возложения на Управление Пенсионного фонда
РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199, и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г. отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Гильмуллиной Ф.А. отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Гильмуллина Ф.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Илишевском районе Республики Башкортостан о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что имеет необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан от 4 декабря 2008 г. N 190 ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом из педагогического стажа истицы были исключены следующие периоды: обучение на курсах повышения квалификации с 21 июня 1985 г. по 6 июля 1985 г., с 6 октября 1992 г. по 11 ноября 1997 г.; период нахождения в отпуске по уходу ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г. С данным решением она не согласна, в связи с чем просит признать неправомерным отказ
в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, указанные периоды и назначить пенсию с момента обращения.

Решением Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г. иск Гильмуллиной Ф.А. удовлетворен. Признано неправомерным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан от 4 декабря 2008 года N 190 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Гильмуллиной Ф.А. На Управление Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан возложена обязанность включить в специальный стаж Гильмуллиной Ф.А. периоды обучения на курсах повышения квалификации с 21 июня 1985 г. по 6 июля 1985 г., с 6 октября 1992 г. по 11 ноября 1997 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с 27 ноября 2008 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г. решение суда первой инстанции в части возложения на Управление Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199 и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г. отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гильмуллиной Ф.А. о включении в стаж
работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199 и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г. отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Гильмуллиной Ф.А. ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы Гильмуллиной Ф.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. 21 сентября 2009 г. надзорная жалоба Гильмуллиной Ф.А. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на основании статьи 385 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу Гильмуллиной Ф.А. подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод
и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как усматривается из материалов дела, Гильмуллина Ф.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 14 мая 1992 г. по 30 июля 1993 г. до достижения ребенком возраста 1,5 лет, с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Илишевском районе Республики Башкортостан от 4 декабря 2008 г. N 190 в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, зачтен период нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком только до 6 октября 1992 г.

Принимая решение в части включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в
законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР“), в связи с чем период нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

Суд кассационной инстанции, отменяя в указанной части решение суда, указал на то, что период нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста 1,5 лет (с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г.) не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку данный период имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г.

Судебная коллегия находит неправильными суждения суда кассационной инстанции, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права, и соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР“ статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года “О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей“ были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без
сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 “Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей“ с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства“, которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР“ (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в
новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии“.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) Гильмуллиной Ф.А. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при
рассмотрении дела судом кассационной инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам признает определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г. незаконным и подлежащим отмене с оставлением в силе в указанной части решения Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г.

Руководствуясь статьями 387, 390, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г., которым решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г. отменено в части возложения на Управление Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Гильмуллиной Ф.А. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199, и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г. отменить. Оставить в силе в указанной части решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г.