Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 16АП-382/09(1,2) по делу N А25-639/2008-3 По делу о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по расчетам за потребляемый газ отдельными категориями граждан.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2009 г. N 16АП-382/09(1,2)

Дело N А25-639/2008-3

Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2009

Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2009

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2009 по делу N А25-639/2008-3 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Кавказрегионгаз“ г. Пятигорск к Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики г. Черкесск, Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики г. Черкесск, третье лицо -
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики г. Черкесск о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - Общества с ограниченной ответственностью “Кавказрегионгаз“: Силка И.В. (доверенность от 01.01.2009 N 56-09 сроком действия до 20.01.2010), Мочалов С.И. (доверенность от 01.01.2009 N 55-09 сроком действия до 20.01.2010);

от Правительства Карачаево-Черкесской Республики: Саркитов Э.Х. (доверенность от 12.01.2009 N 10-04 сроком действия до 31.12.2009);

от Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики: Аджиева А.Э. (доверенность от 18.03.2009 N 6 сроком действия до 31.12.2009);

от Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики: не явились, извещены;

от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики: не явились, извещены,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Кавказская региональная компания по реализации газа “Кавказрегионгаз“ (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики (далее - Правительство КЧР) о взыскании убытков в размере 52 257 443 рублей 26 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот по расчетам за потребляемый газ отдельными категориями граждан по регулируемым ценам в Карачаево-Черкесской Республике в период с 01.01.2007 по 31.12.2007.

Определениями Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.07.08 и от 05.08.08 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство труда) и Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (л.д. 92, 104).

Определением суда от 10.09.08 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство строительства) (л.д. 146).

Определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2008 произведена процессуальная замена соответчика Министерства финансов и имущественных отношений КЧР на
правопреемника - Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство финансов), в связи с реорганизацией путем разделения на основании Указа Президента Карачаево-Черкесской Республики “Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики“ N 20 от 29.09.2008, по которому из Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики выделено Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (л.д. 235).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2009 по делу N А25-639/2008-3 заявленные требования удовлетворены. С казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в пользу ООО “Кавказрегионгаз“ взыскано 52 257 443 рубля 84 копейки (Пятьдесят два миллиона двести пятьдесят семь тысяч четыреста сорок три рубля 84 копейки), в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате при расчетах за потребленный газ в соответствии с Законами Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 43-рз “О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами“, от 12.01.2005 N 8-РЗ “О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов“, от 12.01.2005 N 7-РЗ “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ за 2007 год, а также расходы по государственной пошлине в сумме 10 000 рублей, а всего 52 267 443 руб. 84 коп. (Пятьдесят два миллиона двести шестьдесят семь тысяч четыреста сорок три рубля 84 копейки). В удовлетворении исковых требований в отношении Правительства КЧР и Министерства труда отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Карачаево-Черкесской Республикой не выполнены обязательства по принятым субъектом Российской Федерации Законам по предоставлению льгот определенной категории граждан, в связи, с чем выпадающие доходы Общества подлежат возмещению Карачаево-Черкесской
Республикой в лице Министерства финансов за счет казны Карачаево-Черкесской Республики. Доказательств выполнения обязательств Министерством финансов суду не представлено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 13.01.2009 по делу N А25-639/2008-3, Правительство КЧР и Министерство финансов обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалобы мотивированны тем, что судом не полно исследованы все обстоятельства дела, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи, с чем принято незаконное и необоснованное решение.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства КЧР поддержал доводы апелляционной жалобы и жалобы Министерства финансов, просил решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Министерства финансов КЧР поддержал доводы своей апелляционной жалобы и жалобы Правительства КЧР, просил решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представители Общества против доводов апелляционных жалоб возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Министерство труда и Министерство строительства, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. От Министерства строительства поступили отзыв на жалобы, в котором просят решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, апелляционные жалобы удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Министерство
труда отзывы на жалобы не предоставило.

На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2009 по делу N А25-639/2008-3 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 258, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 10.04.2007 ООО “Кавказрегионгаз“ (поставщик), Министерство труда и социального развития КЧР, ЗАО “Карачаево-Черкесскгаз“, Управления труда и социального развития муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики (далее - УСЗН) заключили договор N 124 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за потребленный газ в соответствии с Законами Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 43-рз “О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами“, от 12.01.2005 N 8-РЗ “О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов“, от 12.01.2005 N 7-РЗ “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ (т. 1, л.д. 20 - 24).

В соответствии с разделом 1 Договора поставщик обязуется произвести начисление оплаты за потребленный газ, с учетом объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, а Министерство труда возмещает поставщику фактически понесенные расходы с учетом НДС, связанные с предоставлением мер социальной поддержки граждан и проверяет соответствие списков граждан, получивших меры социальной поддержки. Объемы газа, поставляемые льготным категориям граждан, определяются Министерством труда с учетом категорий льготников, пользующихся газом, и согласовываются с Поставщиком.

По условиям договора поставщик (истец) обязуется предоставлять,
а Министерство труда и социального развития КЧР обязуется от поставщика принимать акты выполненных работ, счета, счета-фактуры по оплате за потребленный газ и согласованные с Управлениями труда и социального развития муниципальных районов и городских округов КЧР реестры граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки (раздел 2 договора). Управления труда и социального развития муниципальных районов и городских округов КЧР по договору приняли обязательства ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять ЗАО “Карачаево-Черкесскгаз“ сведения об изменениях в реестре граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате за потребленный газ и ежемесячно принимать от ЗАО “Карачаево-Черкесскгаз“ реестры граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате за потребленный газ, после чего в течение 10-ти дней производить их полную по фамильную сверку на наличие права на получение меры социальной поддержки и согласование.

Министерство труда производит возмещение расходов по оплате газа на расчетный счет поставщика в полном объеме. Порядок финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан определяется Постановлением Правительства КЧР от 26.02.2006 N 51 (с изменениями) “Об утверждении Порядка финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан“ (раздел 3 договора).

В соответствии с разделом 5 договор вступает в силу с 10.04.2007 и действует до 31.12.2007, по расчетам до полного исполнения сторонами своих обязательств. Действие договора распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2007 года.

02.10.2007 ООО “Кавказрегионгаз“ и Правительство КЧР заключили соглашение N 58 о реструктуризации задолженности, в соответствии с которым Правительство подтверждает задолженность бюджета Карачаево-Черкесской Республики по возмещению расходов от реализации республиканских законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан по
состоянию на 01.10.2007 в размере 33 834 747 рублей 04 коп. и обязуется организовать мероприятия по погашению возникшей задолженности до 31.12.2007 в общей сумме 33 834 747 рублей 04 копеек и одновременно обеспечивать погашение текущей задолженности (т. 1, л.д. 85).

Из представленных в материалы дела актов сверки расчетов между Министерством труда и Обществом следует, что на 01.01.2008 задолженность Министерства составляла в общей сумме 62 750 105 рублей 78 копеек, из которой задолженность республиканского бюджета составляет 52 257 443 рублей 84 копейки; на 01.06.2008 общая сумма задолженности составила - 97 810 674 руб. 03 коп., в том числе республиканского бюджета 86 697 945 рублей 88 копеек; на 18.08.2008 общая задолженность составила 95 863 899 рублей 53 копейки, в том числе республиканского бюджета 92 591 503 рублей 74 копеек; на 01.10.2008 общая задолженность составила 97 945 492 рубля 85 копеек, в том числе республиканского бюджета 96 987 483 рубля 25 копеек, из которого непогашенный долг на 01.01.2008 в сумме 52 257 443,84 рубля (т. 1, л.д. 8, 119, 133, 234).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом выполнены надлежащим образом все обязательства, принятые по договору N 124 от 10.04.2007, по предоставлению в течение 2007 года льгот лицам, указанным в Законах Карачаево-Черкесской Республики N 7-РЗ от 12.01.2005 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“, N 8-РЗ от 12.01.2005 “О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов“, 43-рз от 11.04.2005 “О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами“, ежемесячно предоставляя Министерству
труда и социального развития счета и счета-фактуры по каждому Закону за каждый месяц 2007 года; списки граждан, которым по законам предоставлены меры социальной поддержки за 2007 год, по каждому району и городу республики; расчеты сумм предоставленных льгот. В связи с тем, что расходы Обществу полностью не были возмещены за 2007 год, Общество обратилось с иском в суд о возмещении расходов.

Факт оказания Обществом услуг по газоснабжению и предоставлению льгот по оплате гражданам, указанным в Законах Карачаево-Черкесской Республики, подтверждается: списками льготных категорий граждан по каждому Закону по Адыге-Хабльскому, Усть-Джегутинскому, Карачаевскому, Малокарачаевскому, Хабезскому, Зеленчукскому, Прикубанскому районов и городу Черкесску, в которых указаны номера лицевых счетов потребителей, фамилии, имена, отчества граждан, имеющих льготы, адреса, начисленная сумма, предъявленная к оплате по лицевому счету, количество человек, количество льгот, общая жилая площадь, объем газа по льготе, сумма по льготе, номера справок и т.д. (Приложение 2 - 4 в 39 томах); счетами и счет-фактурами по каждому Закону за каждый месяц 2007 года (Приложение 1 на 162 листах); расчетами суммы убытков помесячно с нарастающим итогом за 2007 год с января по декабрь месяц (том 1, л.д. 25 - 36); отчетами о финансировании расходов в части предоставления льгот по соответствующим законам КЧР с января по декабрь месяц 2007 года с нарастающим итогом по каждому закону (том 1, л.д. 37 - 84).

Кроме того, Обществом представлены и судом приобщены к материалам дела подлинники первичных бухгалтерских документов (квитанции по кассе за январь - декабрь 2007 года, карточки начислений и оплат, квитанции об уплате) по Адыге-Хабльскому, Усть-Джегутинскому, Карачаевскому, Малокарачаевскому, Хабезскому, Зеленчукскому, Прикубанскому районов и
городу Черкесску (Приложение в 77 томах).

На основании представленных документов, суд первой инстанции пришел к выводу, что объем услуг по газоснабжению с предоставлением льгот и размер предъявленной к взысканию суммы подтверждаются доказательствами, которые не вызывают у суда сомнений и Министерством труда и социального развития не оспариваются.

В то же время доказательств, подтверждающих обратное, ответчиками в лице Правительства и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду представлено не было.

В связи с недостаточным финансированием средств из республиканского бюджета на погашение выпадающих доходов Министерство труда и социального развития КЧР обращалось к Министерству финансов КЧР с заявками с указаниями задолженности на февраль 2008 года, в которых указана сумма долга Обществу за 2007 год по Закону КЧР N 7-РЗ от 12.01.2005 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ - 36 767,2 тыс. рублей (л.д. 225-226), по Закону КЧР N 8-РЗ от 12.01.2005 “О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов“ - 12 750,6 тыс. рублей (л.д. 227-228), по Закону КЧР N 43-рз от 11.04.2005 “О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами“ - 2 739,7 тыс. рублей (л.д. 229-230).

Судом первой инстанции установлено, что после проведения всех проверок по сумме оплаты Обществу за предоставление газа на льготных условиях гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, между Министерством труда и социального развития КЧР и ООО “Кавказрегионгаз“ составлен акт сверки по состоянию на 01.10.2008, по которому сумма задолженности составила 52 257 443,84 рубля (том 1, л.д. 234).

Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, социальная
защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в статье 26.3 определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.05 N 7-РЗ “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ (с учетом последующих изменений) устанавливает меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Карачаево-Черкесской Республике.

Статьей 2 Закона предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, реабилитированные лица имеют права на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством). Средства на реализацию мер социальной поддержки и на ежемесячную выплату реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики (статья 4 Закона).

Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.05 N 8-РЗ “О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов“ (с учетом изменений) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Карачаево-Черкесской Республики в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 3 указанного Закона одной из мер социальной поддержки ветеранов труда указана оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе, за потребленный газ. Средства на реализацию мер социальной поддержки и на ежемесячную денежную выплату ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы и труженикам тыла предусматриваются в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики (ст. 5).

Законом Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 43-рз “О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами“ (с учетом внесенных) подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 установлено, что многодетным семьям и семьям, в которых один или оба родителя являются инвалидами, предоставляется мера социальной поддержки в виде скидки в размере 30 процентов коммунальных услуг, в том числе, по газоснабжению, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством, а статьей 3 Закона установлено, что финансирование мер социальной поддержки, указанных лиц, является расходным обязательством республиканского бюджета.

Следовательно, финансирование по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, указанных в вышеперечисленных Законах Карачаево-Черкесской Республики, предусмотрено за счет республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики и является его расходным обязательством.

В целях исполнения вышеуказанных Законов, Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято Постановление от 26.02.2006 N 51 “Об утверждении Порядка финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан“. В пункте 2 Постановления указано, что Распорядителем средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемых предприятиями (организациями) независимо от форм собственности, является Министерство труда и социального развития КЧР, а пунктом 3 предусмотрено, что финансирование средств осуществляет Министерство финансов и имущественных отношений КЧР, правопреемником которого в настоящее время по указанным обязательствам является Министерство финансов КЧР, в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке на лицевой счет Распорядителя средств (том 1, л.д. 153 - 158).

Порядок финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в пункте 2 устанавливает, что возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых непосредственно предприятиями (организациями) с Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Распорядитель средств). Пунктами 3-6 установлено, что Предприятия (организации), предоставляющие меры социальной поддержки, ежемесячно предоставляют Распорядителю средств счета- фактуры и реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки, а Распорядитель средств проверяет обоснованность предоставления мер социальной поддержки и по окончании проверки принимает к возмещению расходы по предоставлению указанных мер, ежемесячно до 1 числа текущего месяца направляет в Министерство финансов и имущественных отношений КЧР (правопреемник Министерство финансов КЧР) сводную заявку в разрезе предприятий и видов услуг на финансирование вышеуказанных расходов на текущий месяц. Министерство финансов КЧР на основании представленных Распорядителем средств заявок осуществляет финансирование на лицевой счет Распорядителя средств.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерство труда и социального развития КЧР является уполномоченным органом Правительства КЧР, наделенным правами контролирующего органа по выплате средств необходимых на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки, оказываемых гражданам республики.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно п. 17 указанного Постановления, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично- правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Карачаево-Черкесской Республикой не выполнены обязательства по принятым Законам о предоставлению льгот определенной категории граждан, а поэтому надлежащим ответчиком по делу является Карачаево-Черкесская Республика в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, в связи, с чем выпадающие доходы Общества подлежат возмещению Карачаево-Черкесской Республикой в лице Министерства финансов за счет казны Карачаево-Черкесской Республики.

Тем самым ответчик был определен в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в котором разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства КЧР и Министерства труда.

Судом первой инстанции установлено, что Министерством труда и социального развития КЧР как контролирующим органом и распорядителем по выплате средств из республиканского бюджета необходимых на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки, оказываемых гражданам республики, обязанности выполнялись надлежащим образом и доказательств о том, что Министерство труда ненадлежащим образом выполняло свои обязанности, в том числе по исполнению обязательств по договору N 124 от 10.04.2007, ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено.

Следовательно, акты сверки расчетов, составленные уполномоченным органом, подтверждают оказание услуг на указанные в них суммы, и отчеты о предоставленных услугах по газоснабжению, которые содержат сведения о получателях льгот, документах, подтверждающих наличие права на льготу, объемах потребленного газа, стоимости этих услуг и 50-ти процентной задолженности.

Правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицам, возникшие между последним и производящим выплаты уполномоченными государственными органами, относятся к публичным правоотношениям. Поэтому суд, независимо от доводов сторон, должен проверить размер предъявленной к взысканию суммы и наличие доказательств, подтверждающих объем услуг по газоснабжению с предоставлением льгот.

В судебное заседание Правительство КЧР и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики не представили доказательств, опровергающих акты сверок и сообщения Министерства труда и социального развития о подтверждении задолженности в размере 52 257 443 рублей 84 копеек по выпадающим доходам ООО “Кавказрегионгаз“. Не представили сведений относительно количества граждан, включенных в списки льготников ошибочно, и к какой категории граждан они относятся, на какой объем то ли в пределах установленных нормативов или на весь объем газоснабжения предоставляются льготы, с целью установления правильности расчета задолженности по предоставленным истцом и Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики расчетам.

Фактов нецелевого использования Министерством труда и социального развития республиканских средств судом не установлено.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что задолженность Карачаево-Черкесской Республики по оплате газоснабжения ООО “Кавказрегионгаз“ за 2007 год составляет 52 257 443 руб. 84 коп., что также подтверждается актом сверки расчетов на 01.12.2008, представленного суду апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ, или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Поскольку бездействие субъекта Российской Федерации - Карачаево-Черкесской Республики выразилось в неисполнении обязанности по компенсации истцу указанных затрат, Общество в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от Карачаево-Черкесской Республики возмещения таких расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием его республиканских органов

Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики не оспорены размер подлежащих возмещению расходов и документально не опровергнуты доводы, изложенные в возражениях на исковые требования истца, доказательств достаточного финансового обеспечения ответчиками также не представлено.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделаны выводы о том, что отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат Обществу (убытков), при наличии доказательств фактического предоставления предусмотренных для граждан республиканскими законами льгот, не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по их возмещению, а истец не является субъектом бюджетных отношений, поэтому недостаточное бюджетное финансирование на возмещение затрат по фактическому предоставлен“ю льгот не может служить основанием для неисполнения обязанности по их возмещению.

Доводы Правительства КЧР и Министерства финансов КЧР о том, что в 2007 году Обществу была частично погашена задолженность в сумме 15 618 500 рублей, а поэтому указанная сумма необоснованно включена в общую сумму задолженности обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными доказательствами.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в 2007 году Обществу из республиканского бюджета были перечислены денежные средства по Закону КЧР N 8-РЗ от 12.01.2005 “О социальной поддержке отдельных категорий ветеранов“ в сумме 6 208 091 руб. 82 коп., по Закону КЧР N 7-РЗ от 12.01.2005 “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“ - 9 441 658 руб. 18 коп., что составило 15 649 750 рублей (том 1, л.д. 8, 220).

Следовательно, предъявленная к взысканию сумма в размере 52 257 443 руб. 84 коп., рассчитана с учетом оплаты в 2007 году 15 649 750 руб. по программе “Финансовое оздоровление предприятий - потребителей природного газа Карачаево-Черкесской Республики на 2007 - 2001 годы“, утвержденной Постановлением Правительства от 26.04.2007 N 149.

Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Министерства финансов о том, что истцом не представлены первичные бухгалтерские документы согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, поскольку указанные Правила не распространяются на спорные правоотношения, связанные с исполнением расходных бюджетных обязательств по принятым законам Карачаево-Черкесской Республики, которые регулируются Порядком финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 26.02.06 N 51.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы Правительства КЧР и Министерства финансов, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Суд апелляционной инстанции не согласен с доводами апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не была привлечена казна Карачаево-Черкесской Республики, поскольку судом первой инстанции установлен надлежащий ответчик - публично-правовое образование в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, а Казна Республики не может быть привлечена к участию в деле в качестве самостоятельного субъекта.

Других доказательств в обоснование своих доводов Правительством КЧР и Министерством финансов суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2009 по делу N А25-639/2008-3 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.

На основании статей 333.21, 333.37, 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, излишне уплаченные Правительством Карачаево-Черкесской Республики по заявке на кассовый расход от 02.02.2009 N 60 государственная пошлина в размере 1 000 рублей и Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики по заявке на кассовый расход от 09.02.2009 N 54 государственная пошлина в размере 1 000 рублей, подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2009 по делу N А25-639/2008-3 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Возвратить из Федерального бюджета Правительству Карачаево-Черкесской Республики излишне уплаченную по заявке на кассовый расход от 02.02.2009 N 60 государственную пошлину в размере 1000 рублей. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Возвратить из Федерального бюджета Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики излишне уплаченную по заявке на кассовый расход от 09.02.2009 N 54 государственную пошлину в размере 1000 рублей. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий

Г.В.КАЗАКОВА

Судьи

Ю.Б.ЛУГОВАЯ

И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ