Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1350-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2009 г. N 1350-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 1

СТАТЬИ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ГОСУДАРСТВЕННОМ

ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки У.К. Халидовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей
жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка У.К. Халидова просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 39, 54 (часть 1), 55, положение подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, в соответствии с которым социальная пенсия нетрудоспособным гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), назначается в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Как следует из представленных материалов, У.К. Халидовой, родившей и воспитавшей десять детей, Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено почетное звание “Мать-героиня“. С 26 февраля 1991 года ей, как не имеющей трудового стажа, назначена социальная пенсия в соответствии с Законом СССР от 15 мая 1990 года “О пенсионном обеспечении граждан в СССР“, часть вторая статьи 120 которого предусматривала, что матерям-героиням социальные пенсии назначаются во всех случаях не ниже 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. При этом минимальный размер пенсии по возрасту составлял, в соответствии с частью третьей статьи 20 того же Закона, 100 процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством Союза ССР.

В настоящее время У.К. Халидова получает социальную пенсию в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ в размере 2103 рубля. Не согласившись с размером выплачиваемой пенсии, У.К.
Халидова обратилась в суд с иском к Управлению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Бабаюртовском районе Республики Дагестан о назначении ей с 1 апреля 2009 года пенсии в размере минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (4330 рублей).

Решением Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от 24 апреля 2009 года в удовлетворении исковых требований У.К. Халидовой было отказано.

По мнению заявительницы, установление размера социальной пенсии ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации противоречит статьям 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 39, 54 (часть 1), 55 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные У.К. Халидовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии (пункт 1 статьи 11). Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 февраля 2005 года N 17-О, из приведенных положений международно-правовых актов, являющихся составной частью российской правовой системы, а именно из закрепленных в них социальных обязательств Российской Федерации перед населением и корреспондирующих им юридических притязаний индивидов, не могущих в силу объективных обстоятельств, включая достижение нетрудоспособного
возраста, самостоятельно обеспечить себе достаточный жизненный уровень, вытекает обязанность государства установить - исходя из имеющихся экономических ресурсов - такой порядок пенсионных отношений, который создавал бы реальные условия для эффективной компенсации соответствующим лицам потерь от естественной (возрастной) утраты способности к труду и самообеспечению в объеме, гарантирующем их общую материальную Ф.И.О. необходимом для удовлетворения основных жизненных потребностей.

При этом лицам, которые не приобрели право на пенсию в связи с трудовой деятельностью, устанавливаются социальные пенсии. Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2.1. Реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами обязанности по гарантированию достаточного уровня жизнеобеспечения социально незащищенным категориям населения, законодатель принял Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“, статьей 22 которого внесены изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“. В соответствии с указанными изменениями с 1 января 2010 года для граждан (пенсионеров), с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых им в натуральной форме в соответствии с действующим законодательством, предусмотрена выплата социальной доплаты к пенсии (состоящей из федеральной и (или) региональной части) до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи
4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“, в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 72-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан“ внесены изменения в пункт 1 статьи 14 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в соответствии с которыми с 1 декабря 2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости, применяемый при назначении социальной пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, повышается до 2562 рублей в месяц (вместо 1950 рублей в месяц, установленных действующей редакцией пункта 1 статьи 14 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“).

2.2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ социальная пенсия нетрудоспособным гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, назначается в размере 100 процентов размера базовой части
трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Оспаривая указанное законоположение, заявительница ставит вопрос об установлении социальной пенсии в размере не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, разрешение которого является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН