Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 25.09.2009 N ВАС-12094/09 по делу N А51-10957/2008-22-56 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд обоснованно удовлетворил иск, установив недофинансирование со стороны Минфина России.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2009 г. N ВАС-12094/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ул. Светланская, д. 69, г. Владивосток, 690091) от 25.08.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2009 по делу N А51-10957/2008-22-56, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.08.2009 по тому же делу по иску
краевого государственного унитарного предприятия “Примтеплоэнерго“ в лице филиала “Арсеньевский“ (г. Арсеньев) к администрации муниципального образования “Город Арсеньев“, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Москва), Департаменту финансов администрации Приморского края (г. Владивосток), администрации Приморского края (г. Владивосток) о взыскании (с учетом уточнения) 183 510 рублей 37 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с января по июнь 2006 года льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 24.02.2009, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 183 510 рублей 37 копеек расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.

Решение суда мотивировано следующим. Порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен. До надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что истец в период с января по июнь 2006 года предоставлял 30-процентную скидку по оплате услуг теплоснабжения многодетным семьям, проживающим на территории Арсеньевского городского округа.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.

Денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту Российской Федерации - Приморскому краю - из федерального бюджета в 2006 году не предоставлялись.

Удовлетворяя исковое
требование за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2006 год“, Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.

Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, положения Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, на которые ссылается заявитель, не предусматривают возложения обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством, на субъект Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А51-10957/2008-22-56 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 24.02.2009, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.08.2009 отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА