Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 N 18АП-11059/2009 по делу N А47-8507/2009 По делу о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за несоблюдение порядка ведения кассовых операций.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2009 г. N 18АП-11059/2009

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление принято по делу А47-8507/2009, а не 47-8507/2009.

Дело N 47-8507/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2009 по делу N А47-8507/2009 (судья Лазебная Г.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Мега Ватт“ (далее - заявитель, ООО “Мега Ватт“, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением
о признании незаконным и отмене Постановления от 17.08.2009 N 15-15/74, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области (далее - административный орган, МИФНС N 9 по Оренбургской области, Инспекция) по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за несоблюдение порядка ведения кассовых операций.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2009 (резолютивная часть решения объявлена 15.10.2009) заявленные требования удовлетворены.

МИФНС N 9 по Оренбургской области не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловала его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что проверкой выявлено неоднократное нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности. Выявлены суммы, не учтенные в кассовой книге и сданные по приходным кассовым ордерам. Неоприходование денежной наличности определяется разницей между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия. На момент подписания протокола руководитель общества не заявлял о том, что аппарат не исправен или сбой в программе. В соответствии с п. 4.5 Типовых правил, администрация должна вызывать технического специалиста, сделав соответствующую запись в журнале учета вызова технического специалиста и регистрации выполненных работ, тогда как такой журнал налоговому органу представлен не был. Передача машины для ремонта и обратно оформляется актом по форме N 27, делается отметка в книге кассира-операциониста в конце записи за день, однако такая запись отсутствует. Технический центр обязан опломбировать машины совместно с инспекцией, налоговой инспекцией выдается техническое заключение о ремонте ККТ. Однако, налоговая инспекция участия в составлении акта по форме N 27, при
сдаче контрольно-кассовой машины в ремонт и при ее возвращении не принимала. Полагает, что налоговым органом подтвержден факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 09.07.2009 N 313 в период с 19.07.2009 по 07.08.2009 инспекцией проведена проверка ООО “Мега Ватт“ по вопросу соблюдения предприятием Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу общества наличных денежных средств полученных при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01.01.2007 по 19.07.2009.

В ходе проверки установлено, что наличные денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) модели “Штрих-ФР-К“ и “Касби-02К“ в сумме 7667 руб. - за 23.06.2009, в сумме 600 руб. - за 01.07.2009, в сумме 468,32 руб. - за 02.07.2009, в сумме 1593,68 руб. - за 03.07.2009, в сумме 4975 руб. - за 18.07.2009 не учтены в кассовой книге формы N КО-4 и не сданы по приходным кассовым ордерам формы N КО-1, чем нарушены требования п.п. 22, 24 “Порядка ведения кассовых операций в
Российской Федерации“, утвержденных решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, пп. 6.1, 6.2, 6.3 Типовых правил эксплуатации ККМ, утвержденных Минфином России 30.08.2003 N 104.

Выявленные факты отражены в акте N 15/3 от 07.08.2009.

В отношении ООО “Мега Ватт“ 07.08.2009 в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ N 15-15/74. Протокол содержит извещение заявителя о необходимости явки в административный орган 17.08.2009 для рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола вручена представителю общества 07.08.2009, о чем в протоколе имеется соответствующая отметка.

Постановлением N 15-15/74 от 17.08.2009, вынесенным на основании протокола и материалов проверки в отсутствие представителей заявителя, ООО “Мега Ватт“ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из вывода о недоказанности инспекцией наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Вывод суда первой инстанции является обоснованным.

В силу ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП
РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Юридическое лицо несет ответственность за действия своего работника при исполнении последним трудовых обязанностей. Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, наличие его вины в совершении правонарушения не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Статья 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает применение мер административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Поскольку диспозиция статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является бланкетной, то в каждом конкретном случае привлечения виновного лица к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено.

Как следует из материалов дела, налоговый орган выявил неоприходование обществом денежной наличности, полученной в кассу предприятия ООО “Мега Ватт“.

Порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации (далее - Порядок) утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40.

В соответствии с п.п. 3, 13 Порядка, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

В силу п.п. 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.

При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.

Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденным ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, проводится путем сравнения выручки по отраженным в фискальном отчете ККТ данным суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных
кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.

Оценивая фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает в них взаимосвязи с теми признаками, установленного в статье 15.1 КоАП РФ правонарушения, которые в качестве его объективной стороны образуют неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

Как следует из материалов дела, выявленное налоговым органом расхождение выручки по данным ККТ и по данным кассовой книги образовалось: 23.06.2009 - в результате несвоевременного 23.06.2009 снятия Z-отчета по выручке в сумме 5529 руб., оприходованной в кассу 22.07.2009 (имело место нарушение работы драйвера устройства, устраненное 23.06.2009), оприходования в кассу по приходным кассовым ордерам 03.07.2009 и 23.06.2009 выручки соответственно в сумме 4000 руб. от 23.06.2009 и в сумме 1862 руб. - от 18.06.2009 (вызвано техническими причинами); 01.07.2009 - осуществление покупателем возврата 600 руб. 30.06.2009 после снятия Z-отчета, в связи с чем сумма учтена в Z-отчете за 01.07.2007; 02.07.2009 - возврата покупателю денежных средств 02.07.2009 в сумме 7309 руб. и отражения выручки, полученной 02.07.2009, в размере 6840,68 руб. в фискальном отчете 03.07.2009 по техническим причинам (Z-отчет в конце кассовой смены не был снят в связи со сбоем в работе кассовой программы); 03.07.2009 - в Z-отчет включена выручка за 02.07.2009; 18.07.2009 - Z-отчет за 17.07.2009 снят 18.07.2009 по причине сбоя в работе кассовой программы, устраненного лишь 18.07.2009. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями Z-отчетов и приходных кассовых ордеров.

Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что фактически со стороны заявителя имело место несвоевременное оприходование выручки. А поскольку указанные действия не входят в перечень действий, подлежащих квалификации в соответствии со ст.
15.1 КоАП РФ, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях заявителя объективной стороны вмененного ему правонарушения.

При этом возможное несоблюдение обществом порядка оформления возврата денежных средств и устранения неисправностей контрольно-кассовой техники для целей проверки правомерности его привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ правового значения не имеет. Содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на это обстоятельство судом апелляционной инстанции отклоняется.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает отсутствие в оспариваемом Постановлении оценки действий общества на предмет наличия вины в совершении правонарушения, что также свидетельствует о недоказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки содержащихся в обжалованном судебном акте выводов суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2009 по делу N А47-8507/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу
www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

А.А.АРЯМОВ

Судьи

О.Б.ТИМОХИН

Н.Г.ПЛАКСИНА