Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 N 18АП-3491/2009 по делу N А47-1951/2009 Документы, составленные в ходе проведения должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие административного правонарушения.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2009 г. N 18АП-3491/2009

Дело N А47-1951/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А, Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26 марта 2009 года по делу N А47-1951/2009 (судья Говырина Н.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Свадебное агентство “Амур“ (далее - заявитель, общество, ООО “Свадебное агентство “Амур“) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления от 25.02.2009 N 001793,
вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области (далее - инспекция, административный орган, налоговый орган, заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) за нарушение Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 26 марта 2009 года по настоящему делу заявленные обществом требования удовлетворены.

Административный орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям.

По мнению подателя апелляционной жалобы, материалами дела подтверждено, что директором общества при продаже товара не отпечатан и не выдан кассовый чек, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого ему инспекцией в вину административного правонарушения.

Произведенная покупка товара не является контрольной (проверочной) закупкой, предусмотренной Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ (далее - Закон N 144-ФЗ), а была осуществлена налоговым органом в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за оказанную услугу по реализации товара в соответствии с полномочиями налогового органа по контролю за выполнением требований Закона N 54-ФЗ.

Кроме того, административный орган ссылается на свидетельские показания Хабибуллина М.М. от 19.02.2009, который пояснил, что 19.02.2009 в 14 часов 20 минут он находился в с. Беляевка и зашел в магазин ООО “Свадебное агентство “Амур“ чтобы приобрести открытки (свитки) для поздравления
родных, выбрал две открытки по цене 25 руб. на общую сумму 50 руб., отдал за них деньги, однако, продавец кассовый чек не отпечатал и не выдал.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание представители сторон не явились, общество отзыв на апелляционную жалобу административного органа не представил.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, налоговым органом 19.02.2009 на основании поручения N 13 (л.д. 22) проведена проверка выполнения Закона N 54-ФЗ в магазине общества, расположенном по адресу: Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул. Советская, 61Е, принадлежащего обществу.

В ходе проверки был установлен факт осуществления наличных денежных расчетов при реализации двух открыток по цене 25 руб. каждая на общую сумму 50 руб., без применения контрольно-кассовой техники, что нашло свое отражение в акте от 19.02.2009 N 0012382 (л.д. 18 - 19). При проведении проверки административным органом также составлены акт проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг населению (л.д. 20), протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и
документов (л.д. 21), акт о проверке наличных денежных средств кассы (л.д. 23).

По факту совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, в присутствии законного представителя заявителя - директора общества Манюк А.А. 19.02.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 001793 (л.д. 16 - 17).

На основании протокола от 19.02.2009 и материалов проверки, Постановлением от 25.02.2009 N 001793 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д. 6 - 7, 13 - 14).

Не согласившись с указанным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия существенных процессуальных нарушений со стороны административного органа, что привело к недоказанности факта наличия события административного правонарушения, ответственность за которое установлен статьей 14.5 Кодекса.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, обоснованными и основаны на правильном применении норм права.

В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов, применять контрольно-кассовую технику.

Согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых
органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в том числе фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, п. 13 которого определено, что правила эксплуатации контрольно-кассовых машин утверждаются Минфином России.

Пунктом 4.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, определена обязанность кассира-операциониста при расчетах с использованием ККМ напечатать чек и выдать его покупателю.

Исходя из положений ст.ст. 53 и 402 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо осуществляет свои права и исполняет обязанности посредством действий своих органов и иных лиц, в том числе своих работников. При этом действия работников считаются действиями юридического лица и оно отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N
506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела следует, что сотрудниками инспекции лично осуществлена проверочная закупка спорного товара.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что административным органом проведена именно проверочная закупка, поскольку проверочные мероприятия проводились инспекцией на основании поручения, согласно которому главному госналогинспектору Скрипниковой Е.В. и специалисту 1 разряда Клименко В.С. поручается провести проверку выполнения Закона N 54-ФЗ в ООО “Свадебное агентство “Амур“ 19.02.2009, т.е. должностными лицами на основании распоряжения руководителя. Сведения о том, что покупку производило какое-либо иное, не заинтересованное лицо, материалы проверки не содержат.

Между тем в силу Закона N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании инспекцией норм права, в связи с чем, отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции относится критически к представленными инспекцией вместе с апелляционной жалобой свидетельским показаниям Хабибуллина М.М. (л.д. 59), поскольку данные показания противоречат содержанию составленных в ходе проведения проверки процессуальных документов, которые не содержат сведения об участии в проведении проверки (осуществления покупки) какого-либо постороннего незаинтересованного лица.

Кроме того, ни в протоколе от 19.02.2009, ни в Постановлении от 25.02.2009 данные
показания не указаны в качестве доказательства совершения обществом административного правонарушения, также в данных процессуальных документах отсутствуют ссылки на указанные свидетельские показания. В качестве таких доказательств инспекцией в материалы дела представлены акт от 19.02.2009 N 0012382, акт проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг населению, протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, акт о проверке наличных денежных средств кассы.

Административным органом не указаны обстоятельства, свидетельствующие о невозможности представления свидетельских показаний Хабибуллина М.М. при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав свидетельские показания Хабибуллина М.М. установил, что в них отсутствует указание на место работы Хабибуллина М.М., сведения о дате и основании приема на работу, сведения о паспорте Хабибуллина М.М. указаны неполно.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26 марта 2009 года по делу N А47-1951/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной
жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

О.Б.ТИМОХИН

Судьи:

А.А.АРЯМОВ

В.Ю.КОСТИН