Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N КАС09-140 В удовлетворении заявления об оспаривании Указа Президента РФ о помиловании отказано правомерно, так как суд обоснованно признал, что замена смертной казни произведена не в порядке уголовного судопроизводства, а в порядке реализации Президентом РФ своего конституционного права на помилование.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 апреля 2009 г. N КАС09-140

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Манохиной Г.В.

членов коллегии: Пелевина Н.П.

Пирожкова В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Флерова А.В. об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 9 января 1999 г. N 77 “О помиловании Флерова А.В., <...> осужденного 22 июля 1993 г. Саратовским областным судом к смертной казни“,

по кассационной жалобе Флерова А.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Указом Президента Российской Федерации от 9
января 1999 года N 77 Флеров А.В., которому приговором суда была назначена смертная казнь за совершенное преступление, был помилован: смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.

Флеров А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным данного Указа Президента Российской Федерации, указав, что с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 3-П приговор Саратовского областного суда от 22 июля 1993 г. утратил силу, в связи с чем Указ, изданный на основании этого приговора, в настоящее время является неправомерным.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года Флерову А.В. в удовлетворении заявления отказано, в том числе и по мотиву пропуска Флеровым А.В. без уважительных причин установленного законом срока на обращение в суд с требованием об оспаривании акта о помиловании.

В кассационной жалобе Флеров А.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что Указ Президента Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации и Уголовному кодексу Российской Федерации. Президент Российской Федерации, по мнению заявителя, вправе был в порядке помилования производить замену смертной казни на лишение свободы сроком не более 15 лет, а не на пожизненное лишение свободы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Правом помилования в отношении лиц, осужденных судом к наказанию в виде смертной казни, Президент Российской Федерации наделен п. “в“ ст. 89 Конституции Российской Федерации.

Будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации (ст. ст. 50, 71, 89 Конституции РФ) и не связано с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения
наказания, которые регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом.

Приговором Саратовского областного суда от 22 июля 1993 года Флеров А.В. осужден по совокупности преступлений к исключительной мере наказания - смертной казни. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 1993 года приговор оставлен без изменения. 17 ноября 1993 года Флеров А.В. обратился с ходатайством на имя Президента Российской Федерации о помиловании.

Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1999 года N 77 “О помиловании“ Флеров А.В. был помилован: смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.

Замена смертной казни была произведена в данном случае не в порядке уголовного судопроизводства, а в порядке реализации Президентом Российской Федерации своего конституционного права на помилование, предусмотренного п. “в“ ст. 89 Конституции Российской Федерации.

Оспоренный заявителем Указ Президента Российской Федерации о помиловании не связан с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения наказания, которые регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом.

Поскольку своим Указом Президент РФ не назначал новое наказание, а в порядке помилования произвел замену смертной казни на лишение свободы, он (Президент РФ) правомерно руководствовался положениями Конституции РФ и других законодательных актов, действующими на день издания Указа.

При таких обстоятельствах, несостоятелен довод в кассационной жалобе о нарушении Президентом Российской Федерации требований Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, запрещающих применять более строгое наказание за преступление по сравнению с тем наказанием, которое было установлено законом на день совершения преступления.

Как правильно указал суд в решении, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года N 3-П, которым признано, что необеспечение права, гарантируемого статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации,
не соответствует Конституции Российской Федерации лишь с момента окончания переходного периода, необходимого для введения в действие федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации реализацию данного конституционного права каждого обвиняемого в совершении преступления, за которое в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, не отменяет действие норм уголовного закона, предусматривающих наказание в виде смертной казни, не влечет за собой пересмотр приговоров в отношении лиц, ранее осужденных к исключительной мере наказания в виде смертной казни, и не изменяет условия их содержания в местах лишения свободы на весь период, в течение которого временно не допускается назначение указанного вида наказания, а также не препятствует применению к этим лицам актов помилования.

Мораторий на смертную казнь был введен после принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 02 февраля 1999 года N 3-П, поэтому именно с момента вынесения данного постановления назначение наказания в виде смертной казни признано недопустимым. Приговор в отношении Флерова А.В. вступил в законную силу 14 октября 1993 года, то есть до завершения переходного периода.

При таких обстоятельствах, несостоятелен довод в кассационной жалобе о нарушении Президентом Российской Федерации требований Конституции Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П и Уголовного кодекса Российской Федерации, запрещающих применять более строгое наказание за преступление по сравнению с тем наказанием, которое было установлено законом на день совершения преступления.

Как правильно указал суд в решении, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года N 3-П не отменяет действие норм уголовного закона, предусматривающих наказание в виде смертной казни,
не влечет за собой пересмотр приговоров в отношении лиц, ранее осужденных к исключительной мере наказания в виде смертной казни, и не изменяет условия их содержания в местах лишения свободы на весь период, в течение которого временно не допускается назначение указанного вида наказания, а также не препятствует применению к этим лицам актов помилования.

Поскольку Указ Президента Российской Федерации не находится в противоречии с правовыми позициями, сформулированными Конституционным Судом Российской Федерации, соответствует положениям Уголовного кодекса Российской Федерации, и не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для признания Указа Президента РФ о помиловании Флерова А.В. незаконным.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Флерова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

Н.П.ПЕЛЕВИН

В.Н.ПИРОЖКОВ