Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 N 18АП-1453/2009 по делу N А47-5303/2008 Требования налогового органа о взыскании НДС с учреждения подлежат частичному удовлетворению, поскольку материалами дела не подтверждается обязанность налогоплательщика по уплате налога в указанной инспекцией сумме.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 г. N 18АП-1453/2009

Дело N А47-5303/2008

Резолютивная часть объявлена 18.03.2009

Полный текст постановления изготовлен 19.03.2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Дмитриевой Н.Н., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения “Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2008 по делу N А47-5303/2008 (судья Хижняя Е.Ю.),

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о
взыскании с ФГУ “Колония-поселение N 13 УФСИН России по Оренбургской области“ (далее - ответчик, налогоплательщик, учреждение) 824796 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании требования от 28.02.2007 N 197.

Решением арбитражного суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Учреждение, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на отсутствие задолженности по налогу в сумме, указанной в требовании от 28.02.2007 N 197, просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований инспекции отказать.

Инспекция с апелляционной жалобой налогоплательщика не согласна, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы учреждению отказать.

Стороны и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для изменения судебного акта.

Из материалов дела следует, что инспекция направила в адрес учреждения требование N 197 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.02.2007 г., с предложением в срок до 19.03.2007 г. уплатить НДС в сумме 824796 руб. за ноябрь и декабрь 2006 г.

Неуплата налога в добровольном порядке и то обстоятельство, что ответчик является бюджетной организацией, послужило основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по уплате НДС возникла на основании
налоговых деклараций за ноябрь 2006 г. и декабрь 2006 г.

С суммой недоимки за ноябрь 2006 г. в размере 158844 руб. ответчик не спорит и признает ее, налогоплательщик указывает на то, что у него не возникло обязанности по уплате НДС в сумме 665952 руб. по сроку уплаты 22.01.2007, ссылаясь на то, что по корректирующей налоговой декларации за декабрь 2006 налог к уплате составил 94791 руб.

Взыскание налога с организации или индивидуального-предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей в проверяемые налоговые периоды) предусмотрено взыскание налога в судебном порядке с организации, которой открыт лицевой счет.

В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17 мая 2007 года N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“ разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, налоговому органу не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с бюджетных учреждений, имеющих открытый лицевой счет, и
право на принудительное взыскание может быть реализовано только в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Пунктом 1 статьи 298 ГК РФ предусмотрено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

В соответствии со ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Тот факт, что по своей организационно-правовой форме ответчик относится к бюджетным учреждениям, сторонами не оспаривается.

Поскольку законодательством о налогах и сборах предусмотрен иной порядок взыскания налоговой санкции с бюджетного учреждения, то в силу прямого указания, содержащегося в НК РФ, и статьи 213 АПК РФ право взыскания недоимки и штрафных санкций с бюджетных учреждений может быть реализовано налоговыми органами только в судебном порядке. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данный спор подлежит рассмотрению по существу.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленные сроки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные
средства налогоплательщика на счетах в банке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов и получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам НК РФ не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке. На что прямо указывает абз. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ.

Тот факт, что налоговым органом выносились решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и за счет его имущества, не свидетельствует о нарушении порядка взыскания недоимки, поскольку, как следует из материалов дела, инспекцией не произведено взыскание задолженности по налогу в бесспорном порядке, ввиду того, что у учреждения отсутствуют собственное имущество, расчетные счета в банках и открыт бюджетный счет, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.

Согласно подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в утвержденном порядке налоговые декларации по налогам, подлежащим уплате.

На основании статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Таким образом, обязанность налогоплательщика уплачивать налог и представлять налоговую декларацию возникает, если из положений действующего законодательства об определенном виде налога следует, что это лицо относится к числу плательщиков данного налога. Состав плательщиков налога на добавленную стоимость, порядок исчисления,
размер налоговых ставок, порядок и сроки уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, освобождение от обложения этим налогом установлены гл. 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, на основании ст. 143 НК РФ ответчик является плательщиком налога на добавленную стоимость и обязан представлять налоговые декларации по налогу на добавленную в стоимость в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, согласно которой налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц.

В силу пункта 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Между тем, вывод суда первой инстанции о существовании обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в размере 824796 руб. материалами дела
не подтверждается, согласно корректирующей налоговой декларации по НДС за декабрь 2006 налог к уплате составляет 94791 руб. (т. 1, л.д. 50), согласно корректирующей налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 г. налог к уплате составляет 452185 руб. (т. 1, л.д. 56), однако в требовании от 28.02.2007 N 197 (т. 1, л.д. 26) НДС за ноябрь 2006 г. по сроку уплаты 20.12.2006 указан в сумме 158844 руб.

При таких обстоятельствах, инспекция доказала обоснованность взыскания НДС по требованию 28.02.2007 N 197 в сумме 253635 руб. (94791 руб. + 158844 руб.).

Является правильным вывод суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом досудебной процедуры взыскания налога, отправка требования подтверждается почтовой квитанцией от 02.03.2007.

Срок обращения в суд налоговым органом не истек.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 253635 руб., решение суда первой инстанции - изменению, выводы суда о подтверждении налоговым органом задолженности по НДС в сумме 824796 руб. по требованию от 28.02.2007 N 197 основаны на недоказанных обстоятельствах.

Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2008 по делу N А47-5303/2008 изменить, изложив в следующей редакции: “Заявленные требования удовлетворить частично, взыскать с Федерального бюджетного учреждения “Колония-поселение N 13“ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 253635 рублей по требованию от 28.02.2007 N 197.

В остальной части заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга отказать.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения “Колония-поселение N 13 Управления Федеральной
службы исполнения наказаний России по Оренбургской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 500 рублей“.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

М.Г.СТЕПАНОВА

Судьи:

Н.Н.ДМИТРИЕВА

М.В.ЧЕРЕДНИКОВА