Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2009 N 77-о09-5 Дело о выдаче лица правоохранительным органам иностранного государства направлено на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, поскольку вопросы, касающиеся виновности или невиновности лица, юридическая оценка его действий могут быть проверены только правоохранительными органами и судом иностранного государства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 февраля 2009 г. N 77-о09-5

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

в составе:

председательствующего Ботина А.Г.

судей Лаврова Н.Г., Кондратова П.Е.

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора Синиченя Е.Н. на определение Липецкого областного суда от 15 декабря 2008 года, которым постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 30 октября 2008 года в части выдачи К. правоохранительным органам Украины для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 199 УК Украины, признано незаконным.

Одновременно признано, что К. подлежит выдаче правоохранительным органам Украины по постановлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 30 октября 2008 года, для привлечения к уголовной
ответственности за сбыт поддельных денег по ч. 1 ст. 199 УК Украины.

Заслушав доклад судьи Лаврова Н.Г., изложившего обстоятельства дела и доводы жалобы, мнение прокурора Аверкиевой В.А., поддержавшей представление и полагавшей определение отменить, а материалы направить на новое рассмотрение, судебная коллегия

установила:

правоохранительными органами Республики Украина К. привлечен к уголовной ответственности за хранение с целью сбыта и сбыт поддельных денег по ч. 2 ст. 199 УК Украины.

Генеральная прокуратура Республики Украина обратилась с ходатайством о выдаче К. для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с требованиями Европейской Конвенции от 1957 года “О выдаче“, ст. 17 Конвенции от 22 января 1993 года “О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам“.

Постановлением заместителя Генерального прокурора РФ, от 30 октября 2008 года, удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Украины о выдаче К. правоохранительным органам Украины, для его привлечения к уголовной ответственности за хранение с целью сбыта и сбыт поддельных денег по ч. 2 ст. 199 УК Украины.

Этим же постановлением, принято решение о выдаче К. после вступления постановления в законную силу и отбытия им наказания по приговору суда РФ.

Удовлетворив частично жалобу К. на постановление о выдаче его правоохранительным органам Республики Украина, суд признал незаконным частично постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 30 октября 2008 года, для привлечения к уголовной ответственности за сбыт поддельных денег по ч. 2 ст. 199 УК Украины и указал, что К. подлежит выдаче правоохранительным органам Украины по ч. 1 ст. 199 УК Украины.

В кассационном представлении прокурор Синиченя Е.Н. ставит вопрос об отмене определения суда как незаконного и необоснованного. Считает, что ссылка суда
на то, что статья 186 УК РФ не предусматривает ответственность за хранение с целью сбыта поддельных денег и за совершение указанного преступления группой лиц по предварительному сговору, является необоснованной, поскольку закон не содержит требований о точном соответствии уголовного закона иностранного государства уголовному закону Российской Федерации.

Полагает, что действия, направленные на сбыт поддельных денежных средств (банковских билетов) государства, иностранной валюты, являются уголовно наказуемыми как по законодательству Украины (ч. 2 ст. 199), так и в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 186). Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за данное преступление по законам обоих государств не истекли, а имеющиеся несовпадения отдельных квалифицирующих признаков в законодательстве запрашивающей и запрашиваемой сторон, а также отличия в квалификации преступления по уголовным законам государств - участников Конвенции, не являются основанием для отказа в выдаче.

Кроме того, по мнению автора представления, принятие судом решения о признании незаконным постановления о выдаче лица в части, противоречит действующему законодательству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит представление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина, находящегося в Российской Федерации, для уголовного преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Согласно Минской Конвенции “О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам“ от 22 января 1993 года, которая подписана, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Украина, предусмотрена
выдача по требованию друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности.

Выдача лица может быть произведена в том в случае, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования.

Как видно из предоставленных материалов, правоохранительными органами Украины К. обвиняется в том, что он хранил с целью сбыта и 9 ноября 2007 года в г. Токмаке Запорожской области вступил с Е. в преступный сговор, направленный на сбыт поддельных купюр национальной валюты Украины, которому с целью дальнейшей реализации передал поддельную банкноту номиналом 100 гривен, т.е. по ч. 2 ст. 199 УК Украины.

Суд обоснованно указал, что статья 186 УК РФ не предусматривает ответственность за хранение с целью сбыта поддельных денег и за совершение указанного преступления группой лиц по предварительному сговору.

Вместе с тем, положения части 7 статьи 463 УПК РФ предусматривают возможность вынесения судом по результатам рассмотрения жалоб одного из следующих определений: о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Принятие судом решения о признании незаконным постановления в части, касающейся выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности за сбыт поддельных денег по ч. 2 ст. 199 УК Украины и признав, что К. подлежит выдаче правоохранительным органам Украины по ч. 1 ст. 199 УК Украины не соответствует требованию закона.

В соответствии со ст. 463 УПК РФ, при рассмотрении жалобы, суд проверяет соответствие обжалуемого решения законодательству и международным договорам Российской Федерации, и не вправе обсуждать вопросы
о виновности лиц, подавших жалобу на решение об их выдаче.

Вопросы, касающиеся виновности или невиновности К., юридическая оценка его действий, могут быть проверены только правоохранительными органами и судом Украины.

Поэтому, признав необходимость выдачи К. лишь по ч. 1 ст. 199 УК Украины, суд необоснованно ограничил рамки уголовного преследования, фактически изменив квалификацию совершенного обвиняемым преступления на территории другого государства, т.е. вышел за пределы своей компетенции.

При таких данных определение суда подлежит отмене, а материалы подлежат направлению на новое судебное рассмотрение.

При новом судебном рассмотрении суду необходимо тщательно проверить все обстоятельства и принять решение в соответствии с требованиями 463 УПК РФ о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Липецкого областного суда от 15 декабря 2008 года в отношении К. отменить, материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.