Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А43-14184/2009 Действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, а также при представлении заявителем документов для государственной регистрации на регистрирующий орган не возложена обязанность проводить юридическую экспертизу представляемых документов.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. по делу N А43-14184/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.10.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.08.2009 по делу N А43-14184/2009, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода от
13.10.2008 N 4224 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью “ИНТЭРГРУЗ“ при его создании путем реорганизации в форме слияния.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В соответствии с протоколом N 1 общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью “ЭлитСтрой“, “РеалСтрой“, “Монолит-Центр“, “Логотип“ и “ГРЭЙС-РЕГИОН“ от 27.08.2008 и договором от 28.08.2008 о слиянии указанных обществ, утвержденного решениями NN 3 от 27.08.2008 участников обществ, было принято решение о реорганизации юридических лиц форме слияния с образованием нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью “ИНТЭРГРУЗ“ (далее по тексту - Общество).

В заявлении о государственной регистрации по форме Р12001 в качестве местонахождения Общества указан адрес: г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 145 “а“.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода приняла решение от 13.10.2008 N 4224 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1085262011185.

Регистрационное дело передано в Межрайонную инспекцию Федеральной службы N 9 по Приморскому краю (далее по тексту - Инспекция).

Инспекцией в октябре 2008 года проведена проверка достоверности адреса места нахождения Общества, указанного в учредительных документах, в ходе которой установлено, что Общество по указанному адресу не находится.

Установив данный факт, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации Общества, произведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода.

Решением от 07.08.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция
ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Инспекция полагает, что представляемые на государственную регистрацию документы должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.

Общество и Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгород отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили, явку полномочных представителей не обеспечили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Данный перечень документов в силу пункта 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что Общество для государственной регистрации представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгород все документы,
предусмотренные в Законе N 129-ФЗ. В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных документах, достоверны (л. д. 24).

Довод Инспекции о неправомерной государственной регистрации юридического лица ввиду представления недостоверных сведений арбитражным судом апелляционной инстанции не принимается как не основанный на действующем законодательстве.

Налоговым органам не предоставлено право проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, а также согласно Письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25.12.2003 N 09-1-03/5891-АЦ386 “Об оформлении документов, представляемых при государственной регистрации“ при предоставлении заявителем документов для государственной регистрации, на регистрирующий орган не возложена обязанность проводить юридическую экспертизу представляемых документов.

Довод Инспекции о подписании заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации неуполномоченным лицом не принимается на основании нижеследующего.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом, как указано в письме МНС России от 20.09.2004 N 09-0-10/3733@, при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, необходимость которого предусмотрена статьей 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом.

В представленном в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода копии заявления о государственной регистрации юридического лица имеется личная печать и подпись нотариуса, засвидетельствовавшая подлинность подписи руководителя
постоянно действующего исполнительного органа - директора общества с ограниченной ответственностью “ЭлитСтрой“ Савицкой Н.Б., являющейся заявителем при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, а также подтвердившая (проверившая) полномочия этого лица.

Как разъяснено заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России в письме от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440@ “О реорганизации юридических лиц“, при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, необходимые документы предоставляются одним из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нарождения. Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, является один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации.

Таким образом, при наличии засвидетельствованной нотариусом проверки полномочий директора общества с ограниченной ответственностью “ЭлитСтрой“ Савицкой Н.Б., последняя являлась надлежащим лицом, уполномоченным на осуществление подачи в регистрирующий орган соответствующего заявления от имени создаваемого Общества.

Наличие у юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью “Грейс-Регион“, “РеалСтрой“, “ЭлитСтрой“), реорганизованных путем слияния в Общество, задолженности перед бюджетом органов Пенсионного фонда и несообщение об этом в регистрирующие органы, а также иные нарушения, допущенные лицом, подавшим документы на регистрацию, не могут служить основанием для признания ненормативного акта о государственной регистрации юридического лица недействительным, поскольку за такие действия законодательство предусматривает иные правовые последствия в виде установленной ответственности.

В силу пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

Соответственно Общество как правопреемник обществ с ограниченной ответственностью “Грейс-Регион“, “РеалСтрой“, “ЭлитСтрой“ отвечает по их обязательствам и задолженностям в бюджет, и возможность их взыскания с Общества в настоящее время не утрачена.

Следовательно,
у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.08.2009 по делу N А43-14184/2009 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.МОСКВИЧЕВА

Судьи

А.М.ГУЩИНА

М.Б.БЕЛЫШКОВА